Современные историки рассматривают XX век не только как век мировых войн и потрясений, но и век уникальных строительных проектов, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие мира.
Одним из шедевров инженерной мысли всего XX в. стал Панамский канал, который был построен в относительно короткие и имел громадное значение для всей мировой торговли.
Панамский канал – судоходный канал, проходящий по территории Панамского перешейка и соединяющий между собой Тихий и Атлантический канал.
Причины строительства
Мысль о прокладке судоходного канала на Панамском перешейке посещала людей ещё в XVI в., но возможности для воплощения столь грандиозного замысла возникли только на рубеже XIX-XX вв.
Первыми, кто предпринял попытку проложить судоходный канал на Панамском перешейке, были французы. Произошло это в 1879 г. и организацией строительного проекта занимался известный французский предприниматель, строитель и дипломат Фердинанд де Лессепс. У него уже был успешный опыт строительства Суэцкого канала, который он планировал применить на Панамском перешейке.
Несмотря на это, «Панамский проект» Ф. де Лессепса был спустя короткое время закрыт, т.к. французская компания, ответственная за строительство, обанкротилась, а её руководители предстали перед судом и были обвинены в финансовых махинациях.
Следующую попытку реализовать столь масштабный строительный проект предприняли американцы в начале XX в.
В 1903 г. начались первые переговоры между США и Колумбией, владевшей территорией Панамского перешейка. Итогами переговоров стало заключение договора о строительстве Панамского канала на следующих условиях:
- полное финансирование проекта американской стороной:
- после окончание строительства судоходный канал переходил в собственность США сроком на 99 лет.
Несмотря на достижение договоренности, строительный проект оказался под угрозой срыв, так как парламент Колумбии отказался ратифицировать договор с США.
Правительство США нашло выход из сложившейся ситуации и 3 ноября 1903 г. про помощи армии и флота смогло добиться формирования на территории Панамского перешейка независимого государства под названием Панама.
Договор на строительство Панамского канала с новым лояльным государством был заключен без каких-либо трудностей. С этого момента препятствий для строительства Панамского канала не существовало.
Ход строительства
Строительные работы начались в 1904 г. и об их масштабе свидетельствовал тот факт, что всего в строительстве были задействованы свыше 70 тыс. рабочих.
Изначально строительство Панамского канало шло под руководством гражданских инженеров и сопровождалось коррупционными скандалами, а также многочисленными жертвами среди рабочих из-за плохо организованных условий труда и чрезмерной эксплуатации. По оценкам историков за время строительства Панамского канала погибло около 5 тыс. человек.
Всё вышеописанное привело к тому, что начиная с 1907 г. полный контроль над строительством Панамского канала взяло военное министерство США. С этого момента стройка шла в соответствии с графиком.
Панамский канал был построен за 10 лет, а его общая длина составила около 81 км. Первое судно торжественно проплыло по Панамскому каналу 15 августа 1914 г., а официальное открытие судоходного канала произошло 12 июня 1920 г.
Президент США демократ Вудро Вильсон, выступая на церемонии открытия Панамского канала, объявил, что данный проект имеет ключевое значение не только для США, но и для всего мира.
Итоги и последствия
Панамский канал сразу же стал обладать огромным геополитическим значением, так как позволял США оперативно перебрасывать свои морские силы из Атлантического океана в Тихий океан и наоборот.
Общая стоимость строительства Панамского канала достигла 660 млн. долл., но экономическая выгода от данного проекта позволила относительно быстро окупить затраты на него.
В 1939 г. Панамский канал был существенно расширен, чтобы по нему смогли проходить не только торговые, но и военные суда. Подобное расширение оправдало себя в годы Второй Мировой войны, когда США перебросило большую часть своего флота на Тихоокеанский фронт.
В 1977 г. США инициировало пересмотр статуса Панамского канала, и было принято решение о постепенной передаче его в собственность Панамы. Президент США демократ Джимми Картер видел в этом жесте возможность заручиться необходимой поддержкой стран Латинской Америке и не позволить им попасть под влияние СССР.
В 70-е гг. XX в. «холодная война» между США и СССР была в самом разгаре и чтобы получить поддержку в отдельных регионах, правительства стран шли на существенные уступки странам второго и третьего мира. Одной из таких уступок со стороны США и стала передача Панамского канала в собственность Панамы.
Окончательно процесс передачи судоходного канала и прилегающих к нему территорий завершился 1 января 2000 г.
В настоящее время Панамский канал обладает международным статусом и является важной частью мировой торговли.
Хотите стать автором студенческих работ или планируете заказать реферат по истории?
Комментарии