В европейской истории 28 июня 1569 г., так как именно в этот момент в городе Люблин произошло подписание унии, приведшей к созданию нового государства – Речи Посполитой.
– соглашение между польским королевством и литовским княжеством, заключённое в городе Люблин и приведший к образованию Речи Посполитой.
Основные события
Предпосылки для объединения Польши и Литвы существовали ещё в конце XIV в., когда между государствами была заключена Кревская уния. Данное событие произошло в 1385 г. и согласно Кревской унии великий князь литовский Ягайло (1362-1434 гг.) брал в жёны польскую королеву Ядвигу (1373-1399 гг.), становясь, таким образом, польским королём. Произошедшее объединение привело к тому, что Литва постепенно приняла католичество и начала становиться всё более зависимой от Польши.
В таком союзническом положении два государства продолжали существовать вплоть до второй половины XVI в., когда всё громче стали разговоры о полноценном объединении и создании единого государства.
Первые серьёзные переговоры состоялись на сейме в Люблине и датированы они январём 1569 г. Представители обоих государств, присутствовавшие на сейме, пришли к выводу о необходимости скорейшего объединения.
Спешка в данном вопросе была продиктована тяжелым положением Литвы, которая несла тяжёлые потери в Ливонской войне и находилась под угрозой захвата Русским царством. Также стоит подчеркнуть, что литовские шляхты (дворяне), имевшие серьёзное влияние в княжестве, стремились достичь такого же привилегированного положения как их польские коллеги. Польское королевство также было заинтересовано в объединении, так как оно позволяло ей значительно расширить свои владения, а также распространить католическую веру и польскую культуру на новые территории.
Великое княжество Литовское заключило союз с Королевством Польским, который объединил их в единое федеративное государство под названием Речь Посполитая. 4 июля Люблинскую унию утвердили правители обеих держав.
По соглашению, заключённому в Люблине, в Речи Посполитой отменялись взаимные пошлины, вводилась единая валюта и учреждался общий сейм, состоящий как их польских, так и литовских представителей. Официально правителем нового федеративного государства был король, который совместно избирался литовскими и польскими феодалами.
Несмотря на всё вышеизложенное, уния не привела к полной ликвидации государственной обособленности Литвы. У неё сохранились такие важные элементы, как особое законодательство и суды, а также свои собственные войска и казна.
В период с XVII по XVIII вв. элементы литовской государственности постепенно исчезали. Последние её остатки были ликвидированы 3 мая 1791 г., когда сейм Речи Посполитой принял новую Конституцию. В соответствии с ней упразднялись прежние положения Люблинской унии, а в стране устанавливалась новая форма правления – конституционная монархия.
Последствия заключения Люблинской унии
Заключение Люблинской унии имело далеко идущие последствия для всей Европы. Уния привела к появлению на карте нового крупного государство, которое на протяжении следующих двух веков оказывало серьёзное влияние на глобальные политические процессы, происходящие на европейском континенте.
Речь Посполитая стала одним из крупнейших государств Европы, т.к. к изначально большому Польскому королевству были присоединены обширные земли Великого княжества Литовского.
Польша в экономическом и культурном плане была более развитым государством, чем Литва. Этим неравенством и было обусловлено фактическое поглощение литовского государства польским и дальнейшая полонизация всей литовской шляхты.
Люблинская уния привела и к негативным последствиям. Польский король Сигизмунд II (1520-1572 гг.) и первый король Речи Посполитой при помощи унии хотел не только объединить государства, но и укрепить свою собственную власть. В случае с последним Сигизмунд II достиг обратного эффекта. В новом государстве возросла численность шляхты, которая стала играть более заметную роль в государстве. Шляхта могла влиять на выбор нового правящего монарха и определять вектор развития государства, что оказало деструктивное воздействие на дальнейшее развитие Речи Посполитой.
Важно отметить, что Речь Посполитая была уникальным для XVI в. государством, так как была единственной не абсолютной, а выборной монархией. Король Речи Посполитой был ограничен в своих полномочиях и, будучи уязвимым, не мог проводить своевременную внутреннюю и нижнюю политику. Такое положение короля не позволяло эффективно управлять новым государством и усугубляло проблемы, которые в нём образовывались.
Мечтаете зарабатывать написанием студенческих работ или хотите заказать реферат по истории?
Комментарии