Конфликт на КВЖД

Содержание

  1. 1. Предыстория
  2. 2. Основные события
  3. 3. Итоги конфликта и дальнейшая судьба КВЖД
Хотите стать автором студенческих работ по истории и зарабатывать на этом?
Станьте экспертом Студворк!
Срочно нужен качественный реферат по истории?
Обратитесь к экспертам Студворк!
Определение

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) – военно-политический конфликт, развернувшийся между СССР и Китайской республикой в 1928-1929 гг.

Причина конфликта состояла в желании каждой из сторон получить единоличное право контроля над стратегически-важной железной дорогой.

Предыстория

Китайско-Восточная железная дорога была построена на рубеже XIX–XX вв. по личной инициативе министра финансов Российской империи Сергея Витте. Он настоял на том, чтобы от Транссибирской магистрали была проложена отдельная железная дорога до Владивостока и Порта-Артура через территорию Маньчжурии.

Заметьте

По замыслу С. Витте КВЖД должна была укрепить влияние Российской империи в Маньчжурии и способствовать мирному завоеванию данного региона.

Китай был ослаблен и испытывал серьёзное давление со стороны Японии, что вынудило его пойти на российские условия строительства КВЖД и передать прилегающую к ней территорию под контроль Российской империи.

Железная дорога была введена в эксплуатацию в 1903 г. После неудачной для Российской империи русско-японской войны контроль над одной из веток КВЖД был утрачен. Несмотря на это, железная дорога продолжала сохранять своё стратегическое положение для России в дореволюционный период и в годы Гражданской войны.

После окончания Гражданской войны, Советская Россия смогла договориться с Китайской республикой о совместном владении КВЖД. Соглашение об этом было подписано 31 мая 1924 г. Ситуация с железной дорогой на время разрешилась, но всё изменилось в 1928 г., когда единоличную власть в Китае установил Чан Кайши. В рамках своей политической программы он пожелал установить полный контроль над КВЖД.

image.png

Подобный шаг позволял Чан Кайши повысить свой международный авторитет, и получить в единоличное владение важную с экономической и военной точки зрения железную дорогу.

На Чан Кайши также повлияли белогвардейские офицеры, которые эмигрировали в Китай и убедили китайского правителя, что советская армия после Гражданской войны слаба и малочисленна, а большевистская власть не отважится вступать в открытый конфликт.

В июне 1928 г. началась серия массовых провокаций на отдельных станциях КВЖД, а 19 июля СССР разорвал дипломатические отношения с Китаем. Военный конфликт стал неизбежным.

Основные события

В августе 1928 г. советские войска на Дальнем Востоке были объединены в единую армию под командованием В.К. Блюхера и начали подготовку к наступлению. В процессе подготовки наступления между советской и китайской армии случались военные стычки, но они носили локальный характер.

image.png

Первые серьёзные бои начались в августе 1929 г., когда советская армия атаковала китайские войска в Жалануре (регион на северо-востоке Маньчжурии). Битва состоялась 17 августа и закончилась тяжёлыми потерями для обеих сторон.

Блюхер пересмотрел военную стратегию и решился вести одновременно несколько наступательных операций, чтобы дезориентировать китайскую армию и истощить её основные силы.

image.png

12 октября 1929 г. советская флотилия одержала важную победу в битве при р. Сунгари и укрепило своё морское превосходство, окончательно перехватив военную инициативу.

В ноябре 1929 г. советская армия развернула масштабное наступление в Маньчжурии по нескольким направлениям. Китайские войска были дезориентированы и не знали, где ожидать удар основных сил.

Опасаясь, что советская армия сможет успешно развить своё наступление и пойти дальше Маньчжурии, китайское правительство инициировало мирные переговоры, которые были начаты в декабре 1929 г. Конфликт на КВЖД подходил к своему завершению.

Итоги конфликта и дальнейшая судьба КВЖД

Конфликт на КВЖД закончился подписанием Хабаровского протокола 22 декабря 1929 г., который фиксировал, что железнодорожная магистраль остаётся в совместном владении СССР и Китая по условиям 1924 г. Был официально зафиксирован статус-кво. Пленные с обеих сторон были возвращены, советские войска покинули территорию Китая.

Важный момент

Конфликт на КВЖД продемонстрировал силу советского государства и показал, что СССР достаточно окреп, чтобы отстаивать свои владения и давать отпор на любые политические провокации.

image.png

Советский контроль на КВЖД продлился недолго и уже в 1931 г. она вместе со всей Маньчжурией перешла под контроль Японии, которая изначально намеривалась вторгнуться в Монголию и советские территории на Дальнем Востоке.

Таким образом, в середине 30-х гг. XX в. КВЖД и её статус могли стать весомой причиной для полномасштабной войны между СССР и Японией и чтобы избежать её, советское правительство продал его марионеточному правительству Маньчжурии. После этого СССР сосредоточился на подготовке к большой войне с гитлеровской Германии, значительно обезопасив свои дальневосточные тылы.

Хотите стать автором студенческих работ или планируете заказать реферат по истории?

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Брусиловский прорыв

Следующая статья

Тамбовское восстание
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир