Влечение к знаниям заложено в человеческой природе. Благодаря этому стремлению наука продолжает идти своим сложным, но интереснейшим путем. Загадочные египетские пирамиды, руины величественных некогда храмов, разнообразные изобретения времен античности, современные атомные станции, сложнейшая техника двадцать первого века – вот лишь некоторые результаты научного прогресса.
Вместе с тем, абсолютно понятно, что без развития человеческой мысли, вне общества, не было бы ни науки, ни цивилизации. Знание всегда актуально, поэтому тема данной работы также является актуальной.
Цель эссе состоит в том, чтобы дать определение ряду наук с позиции нескольких авторов, рассмотреть сходства и различия между историей, историографией, историей культуры.
Понятие науки. Определение истории, историографии. Сходства и различия между ними.
По мнению Р. Коллингвуда, наука – это такая форма мышления, с помощью которой мы получаем ответы на вопросы. Человек сосредотачивает свою мысль на неизвестном явлении с целью его познания. И первой из множества наук, дающих обширный материал для размышлений и знания, можно назвать историю.
«Наука – это поиск, и в этом смысле история – наука» .
Также Коллингвуд говорит о том, что история представляет собой толкование исторических фактов, конкретных данных, которые закреплены в документах.
По мнению Л.П. Репиной, термин «история» можно трактовать, как знание о прошлом, единство социальных представлений о времени, которое прошло. Синонимами истории выступают такие понятия, как историческая память, историческое сознание и знание, историческая наука.
Историография
История взаимосвязана с историографией – вспомогательной, автономной и значимой научной областью. Значимость историографии состоит в том, что она изучает, как развивается само историческое знание.
Вместе с тем, термин «историография» неоднозначен: он может трактоваться, как история исторических знаний, исторической мысли, науки, как историческая литература. Так как история и историография находятся во взаимодействии, между ними есть закономерное сходство. Оно состоит в том что: как история, так и историография связаны с обществом, они не могут возникнуть, функционировать и развиваться вне его.
Несмотря на тесную связь истории с историографией, между ними есть и различия, которые заключаются в предмете изучения.
Так, по мнению автора Э.А. Шеуджена, предмет историографии включает в себя:
- изучение условий, в которых развивалась историческая наука;
- исследование знаний об обществе; анализ источников;
- изучение закономерностей возникновения исторической проблематики .
– «действия, совершенные в прошлом» , «…общество в его развитии». От ряда других наук историю отличает то, что она изучает единичные, неповторимые явления.
Таким образом, ответ на вопрос, обозначенный в теме эссе, практически найден: различия и сходства между историей и историографией определены.
История культуры, историография, история – сходства и различия.
Однако, для полного раскрытия темы, нужно сказать еще об одной интересной области человеческих знаний, а именно: истории культуры.
Думаю, целесообразно будет отметить, что культура сближается с историографией многозначностью обозначений. Так, культура(лат.culture – возделывание, воспитание), определяется, как:
- совокупность предметов, отношений, действий в закономерности их развития;
- образ жизни человека, управляемый нормами;
- по Э. Тейлору, культура – это деятельность, обычаи, верования людей, все, что создано ими.
В предмет культуры входит исследование возникновения культурных процессов, духовных и материальных ценностей, культурных памяток. Науками, относящимися к истории культуры, являются философия культуры, культурология и история. С историей культуру сближают исторические традиции, входящие в культурное наследие.
Сходство между этими науками также выражается в том, что культура подразделяется на эпохи: существует первобытная культура, культура античности, культура средневековья, культура нового и новейшего времени.
Думаю, все три науки: историю, историографию, историю культуры, можно назвать такими, которые не могут существовать одна без другой. Каждой из них присуща специфика, определяемая значением и назначением, предметом изучения, разнообразием обозначений.
Но есть то, что сближает их неизменно: общество в процессе его развития, множество его духовных и материальных ценностей, опыт человечества, передаваемый из поколения в поколение. Люди постоянно двигаются от незнания к знанию, приобретая вместо неполного знания более полное и совершенное. Достигнуть этого можно только через познание, основой для которого могут служить представленные науки: история, историография, и, конечно же, история культуры.
Даже великие умы не защищены от ошибок. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы наши знания были направлены на созидание и сохранение лучших достижений человечества.
Литература
- Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. -М.: “Наука”, 1980. -485 с.
- Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 288 с.
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=72528#1 Шеуджен Э.А., Лекция по общим вопросам историогафии.
- http://knigosite.org/library/read/26036 М. Дорохова. История культуры. Конспект лекций.
- Самин Д.К. 100 великих ученых. М.: Вече, 2002.- 592с.
Хотите стать автором студенческих работ или нужно срочно заказать реферат по истории?
Комментарии