На протяжении всей истории средневековой Европы между Папой Римским и феодальными правителями шла ожесточенная борьба за власть. Одним из центральных эпизодов данного противостояния стало так называемое «хождение в Каноссу».
− исторический эпизод, согласно которому монарх Священной Римской империи Генрих IV отправился на покаяние к Папе Римскому Григорию VII, признав господство католической церкви и своё поражение в противостоянии с ней.
Данное событие известно также под названием «Каносское унижение» и произошло 28 января 1077 г.
Предыстория
К концу XI в. борьба между светскими правителями Европы и римскими папами достигла своего апогея. Наиболее остро данный конфликт встал между императором Священной Римской империи Генрихом IV, который был одним из самых могущественных монархов Европы, и Папой Римским Григорием VII, желавшим укрепить свою власть и власть духовенства на европейских землях.
Камнем преткновения стало право назначать епископов и других церковных служителей на территории Священной Римской империи. Папа Римский и император Генрих IV не хотели уступать друг друга данное право, так как оно в средневековой Европе играло огромную роль.
Генрих IV решился публично выступить против Папы Римского и отослал в Рим назначенных им епископов, поставив на их место своих священнослужителей. Григорий VII был ошеломлён подобной дерзостью и решился отлучить императора от церкви.
Папа Римский объявил об отлучении Генриха IV во время Великопостного синода 1076 г. Понтифик Григорий VII решил на этом не останавливать и сказал, что на следующий год отлучение императора обретёт статус пожизненного.
В сложившейся ситуация императору Священной Римской империи требовалось действовать быстро и решительно. Генрих IV полагал, что немецкие князья поддержат его в борьбе с Папой Римским, но уже 16 октября 1076 г. практически вся немецкая аристократия встретилась с папским легатом и выразила полную поддержку Риму. На немецких землях начались массовые волнения и беспорядки.
Генрих IV оказался перед угрозой княжеского заговора и последующего тюремного заключения, что подтолкнуло его искать срочного мира с Папой Римским. Император вынужден был спешно искать встречи с Григорием VII, чтобы покаяться перед ним и вымолить снятие отлучения от церкви.
В конце 1076 г. Папа Римский находился в крепости Каноссе, являвшейся одной из папских резиденций. Именно туда при первой же возможности и направился Генрих IV вместе со своими приближёнными.
Основные события
По сохранившимся до наших дней сведениям можно сделать вывод, что «хождение в Каноссу» стало не только унизительным, но и тяжёлым физическим испытанием для императора Священной Римской империи.
В декабре 1076 г. Генрих IV вместе со своей свитой пересёк Альпы. Оставшуюся часть пути он прошёл босиком, облачившись в простую грубую рубаху.
Император 25 января 1077 г. подошёл к стенам крепости Каносса, но вынужден был стоять несколько дней у ворот. Папа Римский Григорий VII решил не принимать императора сразу и решил унизить его дополнительным ожиданием.
В конце своего покаяния император встал на колени перед Папой Римским и смиренно попросил прощение.
Итоги и последствия
император Генрих IV отправился в собор святого Николая, расположенный внутри крепости Каносса. Там он вместе с Григорием VII совершил обряд причастия и таким образом снял своё отлучение, вернувшись в лоно католической церкви.
После этого Генрих IV вернулся в свои владения и продолжил правление. Обстановка в Священной Римской империи за время отсутствия императора поменялась и немецкие князья уже не были готовы признать легитимным правление Генриха IV.
В том же 1077 г. саксонские князья, возглавляемые герцогом Швабии Рудольфом Рейнфельденом, выступили против императора Генриха IV и смогли убедить Папу Римского поддержать их, обещая существенные уступки Католической церкви. Немецкие земли охватила гражданская война и тяжелую победу в ней смог одержать Генрих IV, который вместе с имеющимся войском двинулся в Рим и заставил Григория VII бежать, установив понтификат своего сторонника Климента III.
Католическая Церковь оказалась в уязвимом положении, так как ею управляли одновременно два понтифика − Климент III, выдвинутый Священной Римской империей, и Григорий VII, поддерживаемый остальным католическим миром.
Несмотря на безоговорочную победу Папы Римского Григория VII над императором Священной Римской империи в 1077 г., борьба между немецкими князьями и Католической церковью продолжилась. Многие историки считают «хождение в Каноссу» политическим манёвром, позволившим немецким князьям выиграть время и собраться с силами, чтобы затем окончательно потеснить Католическую церковь, ограничив её власть на своих землях.
Тем не манне борьба между светской и духовной властью шла в Европе ещё несколько веков, завершившись лишь в конце XIII в. «Авиньонским пленением пап». После этого Папство не смогло восстановить свои позиции и уже не претендовало на господствующую роль в Европе.
«Хождение в Каноссу» осталось в истории как пример вынужденной и безоговорочной покорности, а само выражение успешно дошло до наших дней.
Хотите стать автором студенчески работ или хотите заказать качественный реферат по истории?
Комментарии