В многовековой истории Османской империи были разные периоды и каждый из них имел свои специфические черты и особенности. Один из них получил поэтичное название «эпоха тюльпанов» и занял важнейшее место в турецкой истории.
«Эпоха тюльпанов» – период в истории Османской империи, отмеченный курсом на европеизацию и получивший название благодаря моде на разведение тюльпанов (одного из символов европейской роскоши).
Османская империя накануне «эпохи тюльпанов»
XVIII в. для Османской империи начался с правления Ахмеда III (1673-1736 гг.), который вступил на трон в 1703 г., свергнув прежнего турецкого султана и своего брата Мустафу II (1664-1703 гг.).
Мустафа II не был эффективным и великим султаном. В ходе его короткого правления с 1695 по 1703 гг. Османская империя пришла к серьёзному экономическому упадку и в результате военных поражений потеряла значительные территории.
В 1699 г. по Карловицкому мирному договору Османская империя лишилась Мореи, Далмации, Венгрии, Трансильвании и Подолья. В 1700 г. по Константинопольскому мирному договору Российской империи уступался Азов.
В результате государственного переворота Мустафа II подписал отречение и передал престол в пользу своего брата Ахмеда III.
Будучи просвещённым человеком, Ахмед III понимал, что Османская империя существенно отстаёт от развитых европейских стран и для того чтобы успешно противостоять им нужно спешно проводить обширные реформы, беря у европейских стран всё самое лучшее за образец. Это привело к тому, что в истории Османской империи началась новая эпоха, названная «эпохой тюльпанов».
Основные мероприятия и реформы «эпохи тюльпаны»
Официально «эпоха тюльпанов» берёт своё начало в 1718 г., когда великим визирем Османской империи становится Ибрагим-паша (1666-1730 гг.). Практически сразу же после своего назначения он взялся воплощать курс Ахмеда III на коренные преобразования и европеизацию Османской империи.
Новая эпоха в истории Османской империи получила название «эпоха тюльпанов». Столь необычное название было обусловлено тем, что тюльпаны в начале XVIII в. представляли собою символ европейской роскоши и с началом курса на европеизацию Турция в больших количествах стала закупать данные цветы у Нидерланд. Спустя несколько лет тюльпанами были полностью засажены улицы Стамбула и других крупных городов.
Тюльпаны начали воспеваться в турецкой поэзии и им достаточно быстро удалось стать неофициальным символом «новой Турции».
Первым шагом на пути реформ «эпохи тюльпанов» являлась отправка крупных османских посольств во все развитые европейские страны. Данная мера должна была помочь Османской империи в короткие сроки изучить европейские порядки и понять, что из них можно внедрить. Одновременно с стала распространяться мода на всё европейское – архитектуру, одежды и балы.
Стамбул за несколько обрёл статус нового центра европейской моды и его архитектурный облик начал меняться до неузнаваемости. Город застраивался новыми дворцами, арками и обширными парками с роскошными фонтанами.
Усиление связей с Европой приводило не только к культурному обогащению Османской империи, но и к развитию в ней образования, науки. Именно в это время активно строились и открывались новые школы, а также росла общая грамотность среди турецкого населения.
Важным, если не ключевым, событием всей «эпохи тюльпанов» стало открытие государственным деятелем и дипломатом Ибрагимом Мутеферрикой в 1729 г. первой типографии, печатающей на арабском языке. С этого момента в Османской империи регулярно стали печататься карты и труды ведущих европейских учёных.
Восстание Патрона Халиля и окончание «эпохи тюльпанов»
Реформы Ибрагим-паша, несмотря на их пользу, вызывали сильный рост недовольства у определённых сословий Османской империи.
Основное недовольство новыми порядками испытывали янычары, которым великий визирь Ибрагим-паша сразу же понизил жалованье, а часть из них отрядил в пожарный полк. В дальнейшем великий визирь планировал провести масштабную реформу по реорганизации турецкой армии по европейскому образцу.
Янычары не без оснований полагали, что чем дольше будет продолжаться курс на реформы, тем меньше у них будет привилегий и меньше станет их дальнейшее влияние.
Янычары не были единственными, кто активно выступал против реформ и новых порядков. Религиозные деятели также выступали против государственного курса на европеизацию, опасаясь, что европейская светская культура постепенно вытеснит традиционную турецкую. Недовольны были и крестьяне с горожанами, так как они столкнулись с ростом налогов, которые шли на масштабное строительство и проведение праздников.
Всё вышеперечисленно привело к тому, что в 1730 г. в г. Стамбуле началось стихийное восстание, которое было возглавлено Патрон Халилом (1690-1730 гг.). В короткий срок огонь восстания охватил всю столицу, а к городским низам присоединились интеллигенция и янычары. Последние успешно сформировали ударную мощь бунтующих и свели на нет возможность турецкого султана к сопротивлению.
Правящий султан Ахмед III был свергнут, а великий визирь и главный идеолог всех реформ Ибрагим-паша казнён восставшими. После этого «эпоха тюльпанов» в Османской империи была завершена.
Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Размещайте свой заказ прямо сейчас!
Комментарии