Научное познание выступает в виде совокупности форм и принципов получения истинного знания, для применения на практике. Результатом такого познания становится теоретическая картина мира в виде понятий и обобщений. Научное познание характеризуется объективностью, проверяемостью и системностью результатов, что отличает его от познания в обыденной жизни.
Методы научного познания
Совокупность приемов и операций познавательной деятельности (постановка цели, описание результата, перечень операций достижения цели).
Содержание методов познания:
- объективный аспект – предмет познания;
- операциональный аспект – правила познания;
- аксиологический аспект – значимость, эффективность деятельности.
Классификация методов познания
Выделяют следующие методы:
- Частнонаучные – методы конкретных наук (формализация, математизация, гипотеза);
- Общенаучные – методы множества научных дисциплин (математический эксперимент).
- наблюдение (целенаправленное восприятие) используется тогда, когда эксперимент практически невозможен, для этого используется теоретическая концепция или программа изучения;
- эксперимент – фиксация и контроль определенных исследователем условий, с целью установления связи объекта и окружения (изучение свойств и скрытых связей);
- измерение является процессом определения отношения одной измеряемой величины к другой – единичной величине (шкалы единиц, времени), с целью нахождения числового значения;
- описание/объяснение как фиксация информации в виде обозначений (символов, графиков, диаграмм);
- моделирование – замена реального объекта неким аналогом с целью исследования;
- классификация – выделение похожих элементов из множества данных в единую последовательность (высшая форма – систематизация);
- сравнение – соотнесение различных объектов (однотипных) для определения их отличительных черт (допустимо сравнение с эталонами, шкалами измерения).
- Всеобщие – универсальные методы исследования.
- аналогия – определения сходства ряда предметом по какому-либо признаку (высшая форма сходства – тождество);
- индукция как вывод об общих свойствах всех предметов одного класса в результате наблюдения за большим множеством единичных фактов (причинно-следственные связи изучаемых явлений);
- дедукция предполагает заключение следствий из отдельных постулатов или предположений (от общего к частному).
Формы научного познания
Это способы систематизации содержания и результатов научной практики.
Классификация форм познания:
- факты (подтвержденные экспериментом данные);
- проблемы (постановка задач, не имеющих решения или ответа);
- гипотезы (предположения о свойствах, чертах, функциях);
- законы (решенные проблемы с отраженными взаимосвязями и практической подтвержденностью);
- теории (умозаключения относительно явлений, обладающие доказательной базой).
На чувственном уровне перечисленные формы дополняются ощущениями исследователя, его представлениями и восприятием.
На Студворк вы можете заказать статью по философии онлайн у профильных экспертов!
Комментарии