Теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
В ходе исторического развития наука превращается в продуктивную силу общества и важнейшим социальным институтом. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.
Наука является сферой общественной жизни, деятельностью людей, которая заключается в получении новых, а также в использовании уже существующих знаний.
Науку можно представить как деятельность научную, научно-техническую, а также научно-педагогическую и научно-организационную.
Оценка связи социально-экономического и научного прогресса
Это процесс некоторым образом самовозрастающий и самосовершенствующийся, характеризующийся нелинейным развитием.
Это дополнительно осложняет проблему оценки социально-экономических последствий научного открытия, особенно фундаментального, которое может сказаться на развитии других ветвей знаний.
К группе фундаментальных открытий можно отнести весь комплекс экономических факторов прогресса в целом и прогресса науки в частности.
Поскольку одним из аспектов исследования науки можно считать рассмотрение ее как неотъемлемого компонента экономической системы, поэтому прогресс экономики не мог не повлиять на дальнейшее развитие и совершенствование науки. Исходя из того, что признаками любой системы (и экономической в частности) является целостность, упорядоченность и взаимопроникновение ее элементов, каждая из составляющих экономической системы влияет на другие ее компоненты, одновременно испытывая на себе их обратное воздействие. Таким образом, прогресс науки и социально-экономический прогресс неразрывно связаны между собой, поэтому важно определить, какие именно экономические факторы представляют собой движущую силу социально-экономического прогресса вообще и прогресса науки в частности.
Взаимосвязи прогресса с изменением человеческих потребностей
Как известно, главной движущей силой социально-экономического прогресса выступает рост общественных потребностей. Одновременно этот фактор является и главной причиной возникновения науки как сферы общественного производства. Поэтому необходимо определить основные факторы роста и усложнения общественных потребностей.
Главной причиной очень медленных темпов общественно-экономического прогресса, в том числе и научного, на ранних этапах развития человеческих обществ была замкнутость, то есть отсутствие внешних связей с другими цивилизациями и обществами.
Такая ситуация вызывала не только отсутствие выгод от использования разделения труда, но и к «консервации» общественных потребностей и, как следствие, сдерживания прогресса в широком смысле. Благодаря развитию системы коммуникаций, одним из первых этапов которого стали великие географические открытия, укреплялись связи между людьми, что автоматически вызвало рост общественных потребностей.
Новые (конечные) потребности возникают главным образом в результате контакта потребителя с другими людьми, восприятия рекламного продукта, действия средств массовой информации, изменения количества и качества предложения товаров на рынке. Потребности производства растут и усложняются вследствие новых научных открытий, которые вызывают моральный износ основного капитала и технологий.
То есть появление и совершенствование системы коммуникаций (транспорта, связи) позволило повысить скорость и увеличить расстояние передачи как материально-вещественного воплощения нового знания (нового товара или товара с новыми качествами), так и информации, что повлекло облегчение доведения информации о новом продукте, технологии или самого товара к потребителю.
Следует отметить, что улучшение системы коммуникаций влияет на развитие науки не только опосредованно, через рост общественных потребностей, но и на прямую, то есть является внутренним фактором саморазвития науки. В свою очередь, развитие науки оказывает обратное влияние на совершенствование системы коммуникаций с помощью научных открытий.
Таким образом, рост общественных потребностей, обусловлен развитием системы коммуникаций под влиянием использования новых знаний, что создает импульс общественному производству, нацеленному на удовлетворение общественных потребностей.
Этот процесс вызывает дальнейшим ростом промежуточных общественных потребностей в виде экономических ресурсов и новых технологий, который в конечном итоге стимулирует социально-экономический прогресс. То есть новые товары или товары с новыми качествами из предметов роскоши превращаются в предметы первой необходимости, улучшаются условия производства, редкие экономические ресурсы используются более эффективно и т. д. В результате этого растет общественное благосостояние.
Вы можете заказать написание статьи по естествознанию для публикации на Студворк!
Комментарии