Монополия: сущность, виды

Содержание

  1. 1. Основные признаки монополии
  2. 2. Виды монополии
  3. 3. Последствия монополизации рынка
  4. 4. Тест по теме “Монополия: сущность, виды”

Монополия сущность, виды.png

Монополия

Это такая форма рынка, при которой весь объем предложения производимого блага приходится на одного продавца.

Монополистическая деятельность противоречит антимонопольному законодательству, поскольку она направлена на ограничение или даже недопущение и устранение конкуренции.

Основные признаки монополии

Можно выделить следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;

  2. Продукция, производимая единственным продавцом, является уникальной и незаменимой;

  3. Единственный продавец на таком рынке устанавливает цену производимого блага, а также объем предложения;

  4. Вход на рынок для новых продавцов затруднен из-за наличия барьеров;

  5. Сложно получить информацию о рынке.

Виды монополии

Естественная монополия

Это такая ситуация на рынке, при которой одна большая компания в отрасли при производстве экономического блага несет меньшие издержки в сравнении с ситуацией, если бы эти блага производились несколькими небольшими компаниями.

Появление данного вида монополий объясняется особенностями технологического производства в данной отрасли, а именно экономией от масштаба (чем больше объем производства, тем меньше затрат на единицу производимого блага несет фирма). Следовательно, цена на товар, производимый крупной компанией будет ниже, чем цена, устанавливаемая небольшой фирмой.

Примером естественных монополий могут служить некоторые виды транспорта, для которых необходимо наличие рельсов, проводов. Установка данных «линий», во-первых, весьма затратно, а во-вторых наличие конкуренции в такой отрасли делает её обслуживание только менее эффективным. Тоже самое можно сказать и про городские коммунальные службы (водопровод, канализацию и т.д.), где экономия от масштаба делает более выгодным наличие одной большой компании в каждой отрасли.

Кроме того, естественная монополия может возникать в условиях небольшого спроса на товар или услугу.

Искусственная монополия

Предполагает такую ситуацию на товарном рынке, при которой причин для появления естественной монополии нет, но тем не менее в отрасли существует одна компания, которая имеет контроль над всей отраслью.

Последствия монополизации рынка

Установление завышенных цен при ограниченном объеме производства, так как единственный продавец на рынке обладает монопольной властью и способен сам выбирать объем производимого блага и его цену. Как правило, монополисты производят неэффективно мало товара, а высокие цены являются лишь следствием этого.

Неэффективное распределение ресурсов, так как установление продавцом более высокой цены будет приводить к «переходу богатства» от потребителей к продавцам. Таким образом, монополистическая деятельность связана с получением сверхприбылей. Кроме того, в результате монополизации рынка потребителям приходится приобретать более дорогие заменители или менее полезные товары.

Отсутствие стимула к развитию производства, так как монополист функционирует в условиях отсутствии конкуренции, то у него нет цели снижения издержек производства за счет модернизации техники, изменения организации труда и улучшения деятельность компании в целом.

Не знаете, где заказать написание статьи по экономике на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Тест по теме “Монополия: сущность, виды”

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Измерение уровня инфляции

Следующая статья

Сущность акции
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир