Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками базируется на нескольких обязательных элементах:
- документы (которые являются основанием для записей в системе бухгалтерского учета);
- счета учета (на которых отражаются операции по расчетам);
- регистры (в которых группируется учетная информация о расчетах).
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками разделяется на синтетический и аналитический учет.
Для синтетического учета применяется счет учета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В зависимости от типа операции формируются различные проводки. Например:
Д-т 10 К-т 60 – отражает поставку материалов от поставщиков;
Д-т 20 К-т 60 – отражает предоставленные услуги или работы, необходимые для производства от сторонних исполнителей.
Погашение задолженности формирует следующие проводки:
Д-т 60 К-т 50 (51,52) –отражает оплату поставщикам и подрядчикам;
Д-т 60 К-т 10 – отражает погашение задолженности материальными ресурсами организации.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками может осуществляться в разрезе:
- каждого поставщика;
- каждого отдельного договора;
- каждого отдельного счета на оплату;
- по видам задолженности (кратко- или долгосрочная) и т.д.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками отражается в системе бухгалтерских регистров.
Учет расчетов бюджетных организаций с поставщиками и подрядчиками подразумевает такую же схему учета, но с применением бюджетных счетов учета.
Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
Основанием для бухгалтерского учета любой хозяйственной операции является первичный документ.
Среди таких документов могут быть следующие:
- расходные накладные от поставщиков на поставку товарно-материальных ценностей;
- акты (о выполнении работ/услуг) от подрядчиков и прочих организаций;
- выписки с расчетного счета об оплате поставщикам и подрядчикам;
- расходные кассовые ордера об оплате поставщикам и подрядчикам наличными денежными средствами.
Также используются и прочие документы, которые характеризуют расчеты. Например:
- акты сверки характеризуют состояние задолженности и согласовываются сторонами сделки;
- акты взаимозачета, если сторонами было принято решение произвести зачет взаимных требований;
- договора и дополнительные соглашения, на основании которых можно определить сроки исполнения обязательств сторонами договора и т.д.
Отражение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности
В бухгалтерском балансе по состоянию на отчетную дату отражаются сведения о размере кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, если такая задолженность имеет место. Наличие кредиторской задолженности подтверждается кредитовым сальдо по счету 60.
В отчете о движении денежных средств отражаются все платежи поставщикам и подрядчиками за отчетный период. Информация о платежах отражается в оборотах по счета 50 (51, 52), а именно в оборотах по кредиту данных счетов.
В отчете о финансовых результатах может отражаться списанная кредиторская задолженность в составе прочих доходов, если такое списание имело место в организации за отчетный период.
В данных формах отчетности расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются кратко. Более подробно расчеты отражаются во внутренних формах отчетности предприятия.
Не знаете, где заказать написание статьи по бухучету на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии