Понятие и виды денежных потоков
Денежные потоки являются неотъемлемой частью функционирования любой коммерческой организации. Они могут быть:
1. Входящими:
- платежи от покупателей;
- возвраты от поставщиков;
- проценты по финансовым вложениям и т.д.
2. Исходящими: - платежи за сырье, товары, услуги или работы сторонним организациям;
- выплата заработной платы;
- перечисление налогов;
- возвраты покупателям и т.д.
Эффективное использование денежных средств организации обеспечивается системой их контроля.
Формирование системы контроля эффективности использования денежных средств
Система контроля эффективности использования денежных средств формируется исходя из особенностей деятельности организации. При этом наиболее распространенными инструментами контроля являются следующие.
1. Назначение ответственных лиц.
В рамках данного инструмента контроля, в организации могут быть назначены лица, которые несут ответственность:
- за своевременность поступлений платежей от покупателей (например, менеджеры по сбыту);
- за своевременность осуществления текущих платежей (например, бухгалтер по расчетам с контрагентами);
- за анализ денежных потоков, на предмет выявления денежного избытка, который сохраняется относительно продолжительное время или на предмет недостаточности денежных ресурсов (например, экономист) и т.д.
Для указанных лиц формируются соответствующие должностные инструкции, в которых детально изложены задачи каждого специалиста.
2. Документальные формы контроля.
В части документальных формах контроля используются следующие документы:
- график документооборота, в разрезе документов, которые отражают движение денежных потоков, например, своевременность выставления счета покупателю и обработка банковских выписок;
- составление платежного календаря, где отражены текущие обязательства, например, на предстоящий месяц с указанием граничных сроков оплаты по каждому обязательству;
- лист контроля исполнения задач по использованию денежных средств, например, своевременность оплаты налогов, оплаты по кредитам и т.д.;
- лист согласования платежей, например, согласование платежей с Главным бухгалтером или директором предприятия.
3. Составление бюджетов.
Для контроля эффективности использования денежных средств в организациях составляют кратко- и долгосрочные бюджеты. Как правило, бюджеты формируются в разрезе трех видов деятельности:
- по текущей деятельности (основной);
- по инвестиционной деятельности;
- по финансовой деятельности.
По каждому виду деятельности бюджеты могут детализироваться, Например, если компания реализует товары и оказывает услуги, то бюджет по текущей деятельности составляется отдельно по каждому виду деятельности.
Составление бюджетов способствует выявлению объемов поступлений и платежей по каждому виду деятельности и определению достаточности или избытка денежных средств для сохранения нормального ритма производства. На основании бюджетов и планов производства принимаются решения в части использования свободных денежных средств, например на инвестирование, и возможность привлечения заемных средств.
Вы можете заказать написание статьи по бухучету для публикации на Студворк!
Комментарии