Анализ затрат на производство готовой продукции позволяет установить объемы затрат по элементам для определения результативности производства и поиска решений в части оптимизации затрат.
Основными задачами анализа затрат на производство готовой продукции являются:
– анализ отклонений объемов фактических затрат от планируемых или нормативных затрат;
– анализ удельного веса каждой статьи затрат;
– отношение себестоимости к выручке от реализации готовой продукции;
– соотношение прямых и косвенных затрат;
– анализ косвенных затрат на постоянные и переменные.
Источники анализа затрат на производство готовой продукции
Для анализа затрат на производство готовой продукции используются такие источники как:
– бухгалтерская отчетность (отчет о финансовых результатах);
– регистры бухгалтерского учета (обороты по счетам 20, 23, 25, 26, 44, 90);
– информация управленческого характера;
– технологические нормативы производства.
Этапы анализа затрат на производство готовой продукции
Анализ затрат на производство готовой продукции осуществляется в несколько этапов.
Прежде всего анализируются отклонения фактических показателей каждой статьи затрат от нормативных, плановых или предыдущих показателей.
Отклонения рассчитываются как в абсолютных значениях, то есть в рублях, так и в процентах, то есть определяется темп роста.
Если отклонения по определенной статье затрат демонстрируют значительный показатель, то данная статья затрат анализируется более детально. Например, если статья материальные затраты отражает значительное отклонение, то с помощью регистров аналитического учета, анализируется каждый вид сырья или материалов, отпущенных в производство.
На следующем этапе определяется значение удельного веса каждой статьи затрат по отношению к общей сумме затрат на производство.
При данном анализе сопоставляются идентичные статьи затрат по каждому виду изготавливаемой продукции. Результаты данного анализа помогут оптимизировать использование ресурсов, например, уменьшить время простоя оборудования.
На следующем этапе определяется отношение себестоимости каждого вида продукции по отношению к выручке.
Показатели данного анализа позволяют оптимизировать цены реализации.
На следующем этапе важно проанализировать соотношение прямых и косвенных затрат на производство готовой продукции.
Так, чем меньше доля косвенных затрат, тем точнее определяется себестоимость готовой продукции, так как ее распределение между видами продукции не является точным.
Также необходимо выделить постоянные и переменные затраты на выпуск отдельных видов готовой продукции. Так, чем меньше доля постоянных затрат, тем более оптимальной является себестоимость готовой продукции.
Для точности результатов анализа и обоснованности тех или иных показателей, используется информация управленческого характера. Например, на ее основании можно понять причину замены вида сырья или причины простоя. Чем точнее определены причины отклонений, тем более эффективные решения можно принять в части оптимизации затрат.
Заказать статью по бухучету у экспертов биржи Студворк!
Комментарии