Описание
Введение
Актуальность
Экспертиза – это ключевой юридический механизм, который играет важную роль в регулировании как отношений между отдельными лицами, так и взаимодействия общества с государственными структурами. Сегодня экспертизы проводятся по всем направлениям человеческой деятельности и могут быть различными: судебными, вне суда, государственными, независимыми, общественными. Особо актуальной является необходимость проведения религиоведческой экспертизы в наше время.
Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день в правовой науке практически не существует развитой концепции религиоведческой экспертизы, которая не получила своего теоретического анализа и еще не стала предметом серьезных научных исследований. Многие ключевые аспекты, такие как определение и характеристики религиоведческой экспертизы, критерии и специфические методы ее проведения, объект и предмет анализа, статус эксперта в процессе экспертизы, а также границы применения его профессиональных знаний, вопросы комплексной и комиссионной экспертизы, остаются без внимания. В этом контексте из-за некачественных экспертных оценок прокуратура инициирует судебные разбирательства против законно действующих религиозных организаций, что приводит к некорректным решениям судов, которые впоследствии отменяются вышестоящими инстанциями. Это, в свою очередь, ведет к утрате доверия к институту религиоведческой экспертизы в целом.
Несмотря на важность религиоведческой экспертизы в правовой сфере государственно-конфессиональных отношений, существует проблема: отсутствие специализированной подготовки для экспертов-религиоведов. Законодательство не устанавливает четкие критерии для таких экспертов, что позволяет проводить религиоведческую экспертизу лицам, не имеющим научных степеней или публикаций в этой области, а иногда даже без высшего образования. Это не способствует усовершенствованию процедуры религиоведческой экспертизы. В то же время, привлечение к экспертизе известных ученых-религиоведов могло бы обеспечить ее достоверность и высокое качество. Анализируя экспертные заключения, вырабатываемые религиоведами, стоит подчеркнуть, что в последнее время особое внимание уделяется использованию категориального инструментария в процессе экспертизы.
В судебном решении по делу о закрытии и запрете деятельности Местной религиозной организации христиан веры евангельской "Благодать" на территории Хабаровского края, суд опирался на так называемое "экспертное" исследование, где указано: "Кроме того, в качестве аргументации в данном процессе прокурор представил и суд признал обоснованным заключение Иванишко И.В., члена экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, из которого следует, что религиозная организация "Благодать" принадлежит к неопятидесятническому движению и считается деструктивной религиозной группой сектантского характера..."
"...Техники воздействия на психику людей, используемые на церковных собраниях христиан веры евангельской "Благодать" и других неопятидесятнических сект, представляют угрозу для психического и физического благополучия граждан и должны быть квалифицированы как психическое насилие".
В ходе судебного разбирательства было установлено, что деятельность религиозной организации "Благодать" включает в себя действия, которые нарушают права и свободы людей, причиняют ущерб их моральному благополучию и здоровью. Эти действия проявляются в применении таких методик, как "Альфа-курс", "Трес диас", "инкаунтер", громкая молитва, приводящая к использованию "других" языков, ритуалы наложения рук на голову и тело, "Сошествие Святого Духа", каждая из которых содержит элементы внушения, самовнушения и психологического влияния, осуществляемого в условиях изменённых состояний сознания, влияя на психическое благополучие людей. В результате деятельности "Благодать" был нанесён вред здоровью граждан.