Описание
Актуальность исследования: Современный мир отличается стремительной динамикой и сменой тенденций, но то, что остается неизменным – важность обучения и реализации потенциала человека в профессиональной деятельности. Для того, чтобы образование стало максимально эффективным, учащийся должен иметь мотивационный фактор, который бы стимулировал его к познавательной деятельности. Связь мотивационных факторов и группового климата является темой для изучения как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Проблематика данной темы заключается в ее многоаспектности, что подразумевает наличие большого количества подходов и мнений в ее разрешении...
Объект изучения: социально-психологический климат.
Предмет изучения: мотивация обучения старших подростков
Цель: выявление взаимосвязи мотивации обучения и социально-психологического климата в группе старших подростков.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие социально-психологического климата в группе учащихся;
проанализировать мотивационный аспект в обучении;
обосновать теоретически взаимосвязь мотивации обучения и социально-психологического климата
установить наличие взаимосвязи между мотивацией обучения и социально-психологическим климатов, которая формируется в группе.
Социально-психологический климат группы эффективно влияет на многие процессы, служит своеобразным индикатором явлений, а также предопределяет тенденции к их изменениям. Отсюда можно выдвинуть гипотезу о том, что существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом и мотивацией обучения у старших подростков.
Методологическая основа исследования:
- теоретические положения проблемы социально-психологического климата (Л.И. Божович, А.И. Гринько, В.С. Данюшенков, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, А. Ю. Дейкина, Г.А. Виноградовой, В. М. Шепель, Г.А. Моченов, М.Н. Ночевник, А.Н. Щербань, В.В. Косолапов)
- теоретические положения проблемы мотивации обучения (Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, А. К. Марков, М.И. Алексеева, С.С. Занюк, М.В. Матюхина, К.К. Платонов, С.А. Юрьева, Ю. К. Бабинский, Р.С. Бадалян)
Для достижения цели и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
Общенаучные методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы – тестирование по методикам исследования психологического климата классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева), методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников, методика изучения мотивации обучения обучающихся 9-11 класса (М.И. Лукьянова, Н. В. Калинина).
Методы статистической обработки данных, с расчетом процентного распределения и средних значений. Для изучения взаимосвязи между мотивацией обучения и социально-психологическим климатом был применен коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.
Эмпирической базой исследования выступила Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения «Новоцелинная средняя школа»
Эмпирическую выборку составили 60 подростков в старшем подростковом возрасте от 15 до 17 лет. В том числе 39 девочек и 21 мальчиков
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут применяться на практике педагог-психолог работающий в сельских школах для обеспечения гармоничной обстановке в группе для успешного обучения в образовательном учреждение, путем разработки ряда мероприятий, направленных на повышения мотивации обучающихся и социально-психологического климата внутри группы.