Описание
Теперь приведу анализ трех живописных произведений Караваджо: «Призвание апостола Матфея», «Поцелуй Иуды» и «Мадонна ди Лорето». Автор выбрал именно эти картины потому, что они вызвали наиболее сильный душевный отклик.
Начнем с одной из самых известных работ Караваджо «Призвание апостола Матфея». Картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Полотно имеет размер 322×340 см, такой большой размер картины был непривычен для Караваджо в начальный период его творческого пути.
По сюжету Господь пришел к мытарю Левию (Матфею), чтобы призвать его на апостольское служение. Дело сборщика податей считалось самым позорным, но Христос не отрекся от мытарей. Он пришел в дом Матфея и разделил трапезу с ним и с другими сборщиками податей. Своей проповедью Господь наставил этих грешников на путь праведный. «Он пришел, чтобы уврачевать не только тело, но и душу ото зла» .
Уникальной чертой живописи Караваджо является его игра света и тени. Он не признает полутонов. Пронзительный луч света выцепляет мгновение из тьмы. Акцентируя внимание зрителя только на освещенных объектах, художник погружает остальное пространство картины в метафизическое пространство. Такой прием заставляет зрителя чувствовать причастность к происходящему на полотне.
Композиционный центр – группа людей, сидящих за столом. Костюмы людей и скудный интерьер отражают современную Караваджо реальность. Евангельский сюжет он помещает в привычные себе и своим современникам декорации. Молодые люди, по всей видимости, охрана, и сам Матфей одеты по последней итальянской моде – свидетельство достатка. Общей доминантой всего произведения является диагональ, образованная резкой границей света и тени. Вместе с движением взгляда по этой линии слева направо, растет и смысловое напряжение, пока на взор не упирается в фигуры апостола Петра и Иисуса Христа. Фигура Спасителя почти полностью скрыта за спиной своего ученика Зритель видит лишь его голову с тонким нимбом и повелительно протянутую руку, которая вторит диагонали света и тени. Таким образом, это жест Христа символизирует свет праведного знания, которое он милосердно дарует грешнику Матфею.
До сих пор существую расхождения: кто же из изображенный на картине является Матфеем? Одни считают, что это юноша с белым пером на шляпе, которые с недоверием взирает на Спасителя. Другие говорят о том, что Матфей – это старик в очках, внимательно пересчитывающий монеты на столе. Большинство же считают, что Матфей – это богато одетый бородатый мужчина, указывающий на себя, глядящий на Христа с изумлением и немым вопрос «Я?». Так как все происходит в один миг, то нет развития событий. Действия переведены в чистую экспрессию. Изображение говорит больше, чем тысяча слов.
В цветовом решении произведения доминируют теплые оттенки, которые создают ощущение камерности происходящего, благодаря чему зритель погружается в происходящее. Желтые и красные цвета пестрой одежды мытарей говорят об их богатстве. Им противопоставляется тусклый цвет плаща апостола Петра. Однако малая часть одеяния Христа, которая видна зрителю, тоже красного оттенка. Можно предположить, что таким образом Караваджо хотел подчеркнуть снисходительность Спасителя. Он не возвышает себя над грешниками, но является одним из них. В таком снисхождении и заключается милосердие, которое оказывает Иисус Христос Матфею.
Я думаю, что Караваджо вложил в это произведение личные переживания, надежду на то, что он, такой же великий грешник, удостоится милости Христа и будет призван им. Возможно, в душах многих зрителей эта картина порождала и порождает такие же мысли. Возможность ассоциировать себя с Матфеем завораживает.