Описание
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что дети с расстройствами аутистического спектра (в сравнении с детьми с нормой развития) обладают низким уровнем осознания норм и представлений об этических качествах, нравственных чувств и побуждений, показывают нежелательное поведение в ситуациях морального выбора, нравственно-этической направленности личности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для школьников с РАС характерным является медленный темп работы, трудности в понимании инструкции, низкий уровень коммуникации.
Школьники с нормой развития, более активны, быстрее усваивают условия работы, качество выполнения на уровне выше среднего. Вместе с тем, у обеих групп детей в процессе работы сохраняется положительная мотивация, отмечается готовность выполнять задания эксперементатора, положительная эмоциональная реакция на похвалу. Особенность в том, что у детей с РАС эмоции проявляются менее ярко и продолжительно.
Проведение исследования и анализ их результатов позволяет подтвердить ранее выявленные, не только общие, но и специфические особенности нравственного развития школьников с расстройствами аутистического спектра, что имеет важное значение для практической деятельности педагогического коллектива, работающих с данными детьми.
Таким образом, для детей с расстройствами аутистического спектра необходима специальная, целенаправленная работа учителя-логопеда по развитию речи, воображения и подражания, а так же учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию морально-нравственной сферы ребенка.