Описание
Актуальность – данного исследования заключается в разработке и совершенствования методов коррекционно-развивающей работы по формированию основных качеств нравственной воспитанности у детей с аутизмом в условиях образовательного учреждения.
Проблема - в современной школе, как и в стране в целом, нравственные ориентиры весьма неопределенны и нечетки. Одной из наиболее серьезных проблем является проблема нравственного воспитания детей с аутизмом, у которых присутствует нарушение формирования эмоциональной сферы, которое проявляется в трудностях установления контакта с окружающими, стереотипности поведения, повышенной тревожности, ранимости, страхах, агрессивности (самоагрессии) и негативизме, т. е. детей, для которых адекватное взаимодействие с окружением в условиях индивидуальной микросреды представляется невозможным.
Гипотеза – нравственное развитие человека, с одной стороны, обусловлено факторами среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем психического развития личности. Поэтому раскрытие своеобразия формирования нравственной воспитанности у детей с аутизмом, на наш взгляд, может способствовать преодолению трудностей интеграции этой категории детей в социум. И мы предположили, что наиболее удачно становление нравственного воспитания будет протекать в следующих условиях:
- в содержание работы учителя младших классов детей с РАС будут включены элементы, способствующие становлению нравственных чувств, сознания и мышления младших школьников в образовательном учреждении.
- будут использоваться разные методы, формы и приемы нравственного воспитания.
- будет организовано поэтапное формирование практических умений по этой проблеме и осмысления детьми полученных знаний.
Цель исследования – изучить особенности формирования нравственной воспитанности младших школьников с аутизмом.
Объект исследования – нравственная воспитанность младших школьников с аутизмом.
Предмет исследования – особенности формирования нравственной воспитанности младших школьников с аутизмом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственной воспитанности у младших школьников.
2. Изучить особенности формирования нравственной воспитанности младших школьников с аутизмом и нормой развития.
3. Выявить уровень и показатели сформированности нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования и на их основе разработать рекомендации по коррекционно - развивающей работе с младшими школьниками с аутизмом.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические - поиск, анализ и изучение психолого-педагогической и философской литературы по исследуемой проблеме.
2. Практические - беседа, педагогическое наблюдение, опрос, метод незаконченных рассказов, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, обобщение опыта работы.
3. Статистические - статистический анализ динамики с помощью Т-критерия Вилкоксона.