Прочитайте текст и выполните задания.
Массовая культура – это специфический и характерный для ХХ века этап развития культуры, характеризующийся своей теснейшей связью с массовыми коммуникациями и техническими достижениями.
Массовая культура – это совокупность культурных ценностей, явлений, видов искусств и жанров, получивших развитие и распространение на базе современных технологий и средств массовой культуры и информации. Становление массовой культуры прочно связано с развитием радио, кино, телевидения, видео, компьютеров, Интернета, современной газетно-журнальной индустрии и рекламы. Массовая культура оказалась не просто одной из разновидностей культуры, а фактически обозначила качественные изменения в содержании, функционировании и распространении мировой культуры и превратилась в господствующий тип культуры ХХ века.
Родиной массовой культуры принято считать США, а наиболее характерными ее образцами – продукцию Голливуда. Поэтому массовая культура часто противопоставляется классической европейской и элитарной культурам, для которой наивысшей ценностью являются духовность, интеллектуализм, образованность, высокие стандарты нравственности. Коренное отличие массовой культуры от классической состоит в том, что созданы условия для универсального и глобального воздействия на человека. Массовая культура становится одним из решающих факторов массовизации, стандартизации и нивелирования современной жизни и сознания людей. Поэтому содержание массовой культуры чаще всего раскрывается в тесной связи с понятиями «массовое сознание», «массы», «массовое общество» и «массовый человек». Развивается культура зрелищ, так как одной из важнейших становится компенсаторная и развлекательная функции. Массовая культура обращается к низовым, повседневным сферам поведения и жизни людей, утверждает стереотипные представления о человеческих отношениях, происходит опрощение проблематики, ценностей, оценок. Одной из особенностей массовой культуры стало создание некой виртуальной реальности, по существу, почти неотличимой от действительности. Такая культура оказалась теснейшим образом связана с потреблением и стала частью рыночного механизма торговли. Массовую культуру следует рассматривать как одно из современных средств манипулирования сознанием людей, навязывания им взглядов на мир, рыночных целей и ориентаций.
Развитие информационно-компьютерной культуры в последней трети ХХ века, сохраняя противоречивый характер массовой культуры, придает ей новые черты и характеристики, отразившиеся в термине «клип-культура». Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации – рекламой, командами, теориями, обрывками новостей. Фрагментальность, небывалое разнообразие и огромный скачок в увеличении доступного отдельному человеку информационного и культурного материала заставляют современного человека отбирать и собирать из разрозненных фрагментов индивидуальную картину мира.
1. Запишите несколько вопросов к тексту.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Озаглавьте текст и составьте его план.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте словарь текста, включив в него слова (в том числе термины), знание лексического значения которых необходимо для понимания содержания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Впишите в таблицу тезисный материал, соответствующий теме.
(Этот материал можно сопоставлять по сходству или различию)
Классическая культура Массовая культура
5. Напишите краткий ответ (5-10 предложений) на вопрос: Массовая культура: «плюсы» или «минусы»?