1.В одном из субъектов РФ принят закон «Об административной
ответственности за экологические правонарушения». В нем детализированы
отдельные составы административных правонарушений, содержащиеся в ФЗ
«Об охране окружающей среды», введен ряд новых составов, повышены
штрафные санкции за совершение некоторых экологических правонарушений.
Соответствует ли Конституции РФ принятие субъектами Федерации
такого рода законов? Если да, то могут ли они детализироваться и изменять
положения, содержащиеся в КоАП РФ?
2.В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт
указал, что правовой режим охраны данного региона должен определяться с
учетом норм, установленных договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий между РФ и ее субъектами.
Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Бурятия, согласно ст. 1 которого
установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и
Бурятии.
Являются ли названные договоры нормативными правовыми актами,
регулирующими экологические отношения?
Каково соотношение между ними и федеральными экологическими
законами?
Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут
применяться в случае коллизии между ними?
3. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба города N
неоднократно давала предписание директору завода «Аир» о снижении
выбросов сажи в атмосферу до предельно допустимых норм, но эти
предписания не выполнялись. В связи с этим главный санитарный врач города
вынес постановление о наложении на директора завода штрафа.
Директор завода не согласился с решением о наложении на него штрафа и
обжаловал его в районный суд. Суд наложение штрафа на директора завода
признал недостаточно обоснованным по тем мотивам, что на заводе
предпринимаются меры по улучшению технологии очистки выбросов, и
отменил его. Главный санитарный врач города в свою очередь обжаловал
решение народного суда в краевом суде, указав при этом, что завод в течение
многих лет не осваивает средства, выделяемые на усовершенствование
очистных сооружений.
Какими полномочиями обладают должностные лица санитарно -
эпидемиологической службы по борьбе с нарушениями экологического
законодательства?
Обосновано ли решение суда по делу об административном
правонарушении?
4.Статья 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ в
числе мер экономического стимулирования окружающей среды указывает
лишь такие меры поощрительного характера, как предоставление налоговых и
иных льгот при внедрении наилучших технологий, нетрадиционных видов
энергии, использование вторичных ресурсов и переработка отходов и
осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды;
поддержка предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану
окружающей среды.
С учетом изложенного назовите стимулирующие рациональное
использование природных ресурсов и охрану окружающей среды меры
негативного характера и объясните их стимулирующую роль.
5.Представительный орган области принял решение, в котором объявил
атмосферный воздух высотой воздушного столба до 12 км собственностью
области и установил плату за пользование этой частью воздушного бассейна в
качестве природного ресурса. Прокурор области опротестовал это решение и
просил отменить его как противоречащее закону.
Правомерен ли протест прокурора?
Может ли атмосферный воздух быть объектом права собственности?
Если да, то какой государственный орган и в каком правовом акте может
устанавливать формы и виды такой собственности?