Пз 1.
1. Дайте описание национально-культурного своеобразия концептов поле, рябина, печь.
2. Охарактеризуйте социокультурные истоки лакунарных русских артефактов в свете других культур: коммуналка (коммунальная квартира), кипятильник, сутки, форточка, очередь.
3. Какие фоновые знания и представления «окружают» слова: цыганка, кольцо, дорога, гора, мост.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Задания
1. Подберите ФЕ, отражающие образ жизни русского народа, по следующим тематическим группам: История русского народа: Как будто Мамай прошел; История русской письменности: от А до Я; Образ жизни: тертый калач; Ремесла и промыслы: ободрать как липку; Традиции и обычаи: забывать хлеб-соль.
2. Выделите семантически и образно опорный компонент ФЕ, охарактеризуйте, какие качества предметов, явлений, животных и птиц легли в основу фразеологического образа: пусти козла в огород, горе луковое, свет в окошке, дошло как до жирафа, как рыба в воде, как рыба об лед (биться), плевать в потолок, лежать на печи, пальцев на руке не хватит.
3. Запишите несколько крылатых выражений из произведений русской литературы.
4. Запишите несколько пословиц, отражающих такие традиционные русские черты характера, как соборность, трудолюбие, гостеприимство, доброта, мастеровитость.
5. Приведите примеры прецедентных текстов из кинофильмов, спектаклей, мультфильмов.
6. Частотными компонентами русских ФЕ и пословиц выступают:
1.Соматизмы (Руки чешутся); 2. Названия реалий русской культуры (Дым коромыслом); 3.Названия элементов ландшафта (В три ручья); 4. Названия животных и птиц (Сорока на хвосте принесла); 5. Названия растительности (Проще пареной репы); 6. Числительные (3 – гнать в три шеи, драть три шкуры, наврать с три короба); 7.Названия цвета (Тоска зеленая). Подберите свои примеры с этими компонентами.
7. ФЕ с одинаковой опорной семой объединяются во фразеосемантические поля. Подберите ФЕ следующих полей: много-мало, высокий (человек) – низкого роста, быстро – медленно.
8. Составьте небольшой рассказ о культурном смысле пословицы С ЛИЦА ВОДУ НЕ ПИТЬ. Какие есть другие пословицы с тем же смыслом?