ТЕМА 5. ПАМЯТЬ
ПЛАН
1. Общее представление о памяти.
2. Виды памяти и их особенности.
3. Индивидуальные различия памяти у людей.
4. Теории и законы памяти.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Дайте понятие о памяти. Покажите значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Охарактеризуйте процессы памяти.
2. Расскажите, по каким основаниям память классифицируется на виды. Раскройте особенности видов памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, образная, словесно-логическая, двигательная, произвольная и непроизвольная, механическая.
Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения. Связь кратковременной памяти с долговременной. Связь долговременной памяти с речью и мышлением.
3. Раскройте индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдемическая память. Нарушение памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного.
4. Ответьте на вопрос, какие науки занимаются памятью. Расскажите основные теории памяти в психологии: ассоциативная теория памяти, генетальттеория, смысловая теория, психоаналитическая теория, деятельностная теория памяти: концепция Выготского – Монтьева. Информационно-кибернитическая теория памяти. Явления реминисценции.
5. Расскажите об основных изменениях, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая.
Концепция развития памяти Л.с.Выготского. развитие непосредственного и опосредованного запоминания у детей по А.Н.Монтьеву.
Роль речи в управлении развитием мнечинческих процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование стимулов – средств для запоминания и припоминания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1994.
2. Петровский А.В. Общая психология.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.» – М., 1989.
4. Крутецкий В.А. Психология.
5. Лурил А.Р. Внимание и память. – М., 1975.