Конструктивная критика помогает нам в нужный момент понять, что именно мы делаем не так, где допускаем ошибки, и как их можно исправить. К сожалению, иногда оценка нашей работы другим человеком может нас расстроить и даже обидеть. Чтобы избежать таких ситуаций, мы подготовили статью, в которой подробно рассказываем, как правильно реагировать на критику, и как использовать ее с выгодой для себя.
Какая бывает критика
Критика может быть абсолютно разной, в зависимости от характера каждого человека. Чаще всего ее подразделяют на конструктивную и неконструктивную. Попробуем разобраться, как отличить одно от другого и достичь понимания с собеседником.
Неконструктивная
Такая критика чаще всего направлена не на решение проблем и исправление ошибок, а на то, чтобы оскорбить или задеть собеседника. Критикующий человек обычно старается обобщить свое замечание, используя множественное число, будто он выражает не свое личное мнение, а мнение большинства. Так, он пытается создать впечатление, что критика, направленная на собеседника, исходит сразу от нескольких людей или целой группы.
Конструктивная
Это критика, которая направлена на корректировку ошибок в работе. Конструктивно и корректно составленные замечания могут помочь найти подходящее решение проблемы. Объективная критика необходима в работе, она позволяет дать человеку хороший совет, не оскорбив его, а наоборот, смотивировав на улучшение результата.
Наши чувства и критика
Очень часто бывает так, что критикующий пытается задеть и обидеть своего собеседника. Это может спровоцировать человека на ответные неконструктивные замечания. Разберем несколько «симптомов» плохой критики, чтобы уметь вовремя определить и остановить ненужный спор.
Напряжение
Вы можете испытывать сильное напряжение, когда вас критикуют. Это нормальная реакция на неконструктивную критику. Наш организм пытается таким образом заблокировать негативные эмоции и быть готовым к словесному «нападению». Попробуйте сконцентрироваться на своих чувствах, расслабьте мышцы и восстановите нормальное дыхание.
Оправдания
Попытка оправдать для себя критикующие замечания — частая реакция в такой ситуации. Поставьте себя на место другого человека и оцените его действия со стороны. Так будет легче воспринимать негативные комментарии и абстрагироваться от них.
Эмоции
Часто бывает такое, что на неоправданную критику хочется ответить тем же. Нужно отложить в сторону свои эмоции и успокоиться. Абсолютно нормально испытывать негативные чувства в ответ на неуместные или грубые комментарии, но не стоит на это поддаваться или как-то реагировать.
Как реагировать
Как вести себя, когда тебя критикуют? Рассмотрим несколько действенных форм поведения.
Оценить критикующего
Оцените человека от которого исходит критика. Возможно, он даже не разбирается в вопросе, о котором говорит, и нет никакого смысла обращать внимание на его комментарии. Также, человек может просто срываться на других из-за каких-то личных проблем. В таком случае, вы можете поинтересоваться у собеседника, что на самом деле вызывает у него такую негативную реакцию или просто проигнорировать некорректные замечания.
Принять недостатки
Для того чтобы начать адекватно реагировать на неконструктивную критику, сначала требуется принять свои недостатки. Не стоит воспринимать их как помеху, которая встает на пути к достижению целей. Хвалите себя за успехи и меньше фокусируйтесь на неудачах, они бывают абсолютно у каждого человека.
Показать безразличие
Не грубите и не реагируйте на некорректные замечания. Покажите свое эмоциональное спокойствие и безразличие к критике. Споры и замечания всегда можно перевести в шутку или начать разговор на другую тему. Собеседник увидит вашу невосприимчивость и через какое-то время поймет бесполезность своих попыток вас задеть.
Комментарии 1