Описание
В данном эссе рассмотрим парадный портрет в русской живописи неоклассицизма и модерна. За основу возьмем анализ таких картин, как «Портрет князя А.Б.Куракина» художника В.Л.Боровиковского (1801 год) и «Портрет С.И.Мамонтова» художника М.А. Врубеля (1897 год). Считаем эти картины вершинами русской портретной живописи.
Известно, что в России портретная живопись была одной самых развитых в мире. Как подчеркивала ученая Т.В. Яблонская, «Классификация портретного жанра (парадный, полупарадный, камерный, интимный) » [3]. Исходя этого, можно говорить, что живописи уделялось государственное внимание. Развивая свою мысль, ученая подчеркивала, «что сходство достигается не столько мимическими, сколько физиономическими средствами: точностью передачи черт лица» [3].
Считаем это очень важным определением, которое поможем нам в практической части нашего исследования. Исследователь В.С. Турчин добавлял, что в живописи «монументальность достигалась разнообразными средствами, среди которых особенно значимы изображение фигуры во фронтальном развороте, уподобление лица лику» [1].
Это уточнение позволит нам перейти к практической части исследования, в которой мы рассмотрим и сравним две вышеупомянутые картины. Забегая наперед, можно сказать, что мы эти картины являются противоположностями как по форме, так и по содержанию.
Начнем с картины «Портрет князя А.Б.Куракина» . На картине можно русского князя А.Б.Куракина, князь одет очень нарядно и собирается на бал либо прочий прием. Символичным может показаться то, рядом с князем висит можно видеть изображение Петербурга летом. Вид у князя довольно усталый, что можно наблюдать, смотря на его глаза.
На первый взгляд в картине «Портрет С.И.Мамонтова» ничего не может показаться необычным, однако, если присмотреться, можно увидеть немало тайн на портрете. Считаем этот портрет одним из самых загадочных портретов русских художников. Атмосфера портрета выполнена в темных тонах, что, как мы полагаем, является влиянием готических направлений в искусстве, которые именно в то время пользовались очень большой популярностью.
Как нам кажется, в этой картине сосредоточены одновременно радость, печаль, грусть и некая тревога одновременно, которая выражается во взгляде старика. Как отмечал исследователь Ю.М. Лотман «М.А. Врубель оказался у себя на родине в положении иностранца – человека, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что обычно люди получают в раннем детстве непосредственным опытом» [2].
Художник дает нам понять, что этот человек увидел многое. Возможно, в прошлом он, как и офицер на первой картине, участвовал во многих битвах и сражениях. Но затем все ему наскучило и опротивело. Теперь же он просто смотрит на вас и одновременно «смотрит» в никуда.
Сравнивая эти две картины, можно отметить «праздность» на первой картине и абсолютную серьезность на второй. Как уже было упомянуто выше, практически сто лет разделяют эти две картины .
Перенося наш сегодняшний анализ живописи на литературоведение и лингвистику, можно считать эти две картины абсолютными антонимами как по настроению героев портретов, так и по самым портретам и их атмосфере.
В заключении хотелось бы отметить, что эти картины, быть может, гораздо ярче выражают веяния той эпохи, чем учебники истории. Благодаря этим картинам можно видеть направление мыслей творческой интеллигенции, которая тогда проживала в России.