Описание
ВВЕДЕНИЕ
«Я, у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа.
Всучила хромоту и кривобокость;
Я, сделанный небрежно, кое-как
И в мир живых отправленный до срока
Таким уродливым, таким увечным,
Что лают псы, когда я прохожу …»
Шекспир
В последние десятилетия во многих странах мира наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП), являющимся одним из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний ортопедо-неврологического профиля. По состоянию на 01.01.2020г., в Беларуси насчитывается 30253 ребенка – инвалида. Наибольший удельный вес приходится на детей с последствиями заболеваний нервной системы и органов чувств [53, 57].
Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Реабилитация детей-инвалидов имеет свои особенности, так как она должна предусматривать, что речь идет о растущем организме, развитии всех систем и функций, и возможна задержка в росте и развитии ребенка. Поэтому под реабилитацией детей-инвалидов принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности [19].
В настоящее время создано большое количество программ по реабилитации детей с детским церебральным параличом, но недостаточная их эффективность требует разработки новых, более совершенных программ по реабилитации.