Описание
Тема курсовой работы «Франкфуртская школа и современная культура» представляет большой интерес для исследования. Актуальность темы связана с тем, что идеи, выдвинутые представителями этой научной школы, продолжают оказывать влияние на широкий спектр философских, социальных и гуманитарных наук на протяжении длительного времени, почти век.
Объектом настоящего исследования стали идеи, теории и концепции, разработанные представителями Франкфуртской школы, а также их влияние на современные культурные явления, ценности и общественное сознание.
Предмет – влияние идеологии и концепций Франкфуртской школы на современную культуру.
Цель исследования: изучить и проанализировать, как философские идеи Франкфуртской школы повлияли на современную культуру.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
─ рассмотреть наиболее значимые работы представителей Франкфуртской школы, их вклад в социологию, философию, культурологию и политическую теорию;
─ изучить актуальность идей Франкфуртской школы в контексте современных культурных явлений, таких как коммуникационные технологии, медиа, глобализация, политика и т.д.;
─ проанализировать и обобщить влияние идей критической школы на современную культуру.
Франкфуртская школа — уникальное явление в культуре XX века. Её история началась с того, что в конце 1920-х годов группа немецких философов и социологов основала одно из влиятельных течений в социологии и социальной философии. Участники объединения работали в Институте социальных исследований в Германии при Университете имени И. В. Гёте Франкфурта-на-Майне.
В число наиболее видных представителей школы включаются: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас, Альфред Шмидт и другие. У этих мыслителей могли не совпадать научные интересы, но общность в постановке проблем позволила объединить их деятельность в единое направление.
В становлении и развитии Франкфуртской школы выделяют три самостоятельных периода, которые отражают этапы её становления.
Европейский период (1930–1933) начинается в Германии в 1931 г. с приходом Макса Хоркхаймера (1895 - 1973) к руководству Институтом социальных исследований. Начальный этап отличался активным творческим самоопределением.
Американский период (1934—1948) почти целиком связан со Второй мировой войной. Весь этот этап был связан с работой в эмиграции. В работах, написанных в США во время Второй мировой войны 1939-1945 годов, авторы критиковали тоталитаризм и массовую культуру, а также искали внутренние противоречия европейской цивилизации.
Западногерманский период Франкфуртской школы длился с 1949 по начало 1970-х годов. После войны некоторые сотрудники Института вернулись домой.
Важной вехой в развитии критической мысли о современной культуре стала работа «Диалектика Просвещения», созданная Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно (1947 г.)
В своей работе авторы исследуют истоки тоталитаризма, а находят их в провале Просвещения как проекта.
В заключение отметим, что вклад Франкфуртской школы в философию культуры позволил иначе взглянуть на современное общество и переосмыслить его. К заслугам нескольких поколений франкфуртцев относятся:
─ критический анализ тоталитаризма и массовой «индустрии культуры»;
─ выявление внутренних противоречий европейской цивилизации, когда обратной стороной доминирования технического «инструментального разума» в процессе возрастающего господства человека над природой является «отречение от смысла»;
─ исследование того, как общество влияет на личность.
Франкфуртская школа сыграла важную роль в развитии социальных наук, особенно социологии, философии и культурологии. Её идеи и методы до сих пор актуальны и применяются в различных областях науки и практики. Франкфуртская школа стала важным этапом в развитии критического мышления, что имеет огромное значение для понимания современного общества и его проблем.