Описание
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту для дошкольников в области «Социально-коммуникативное развитие», основными целями являются: усвоение социально принятых норм и ценностей; развитие навыков общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками; воспитание самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование эмоционального отклика и сопереживания; подготовка к совместной деятельности со сверстниками и развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и коллективу детей и взрослых.
Изучение проблемы формирования коммуникации у детей-дошкольников с речевыми патологиями в логопедической практике продолжается уже долгое время. Этой темой интересовались не только психологи и педагоги, но также социологи, лингвисты и биологи, как зарубежные, так и отечественные специалисты, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.А. Гущина и многие другие.
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи исследовали Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова и другие. По мнению О.Е. Грибовой, у детей с речевыми нарушениями потребность в коммуникации значительно снижена из-за недостаточно сформированных коммуникативных форм, таких как монологическая и диалогическая речь, которые являются основой для освоения языка как средства общения. Это создает препятствия для полноценного взаимодействия между детьми и между детьми с речевыми недостатками и взрослыми.
Л.Г. Соловьева замечает, что трудности в организации языковой системы у детей с речевым недоразвитием негативно влияют на их коммуникативную деятельность. Подобные особенности проблемы речевого развития, такие как ограниченность и недостаточная точность словарного запаса, значимые пробелы в использовании глаголов, уникальная структура высказывания, затрудняют полноценную коммуникацию, что в свою очередь, снижает мотивацию для общения.
Немногочисленные исследования авторов Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Г.Х. Юсуповой и других в области коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывают, что у них снижена мотивация к общению, речь мало ориентирована на коммуникацию, не развиты способы взаимодействия, отсутствует интерес к контактам, искажается способность к сотрудничеству, возникает затруднённость в ориентировке в ситуациях общения и речевой негативизм. В целом, их коммуникативные способности ограничены и по всем критериям ниже нормы.
Профессор Л.В. Лопатина подчёркивает, что оказание коррекционной помощи детям с серьёзными речевыми нарушениями представляет собой один из приоритетных аспектов образования. Ученые подчёркивают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи и указывают на важность коррекции для развития их навыков общения.
В логопедии акцент на раннюю диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей связан с тем, что количество детей дошкольного и школьного возраста с различными по степени и причине нарушениям речевого развития увеличивается, что зачастую ведёт к серьёзным системным речевым нарушениям. Из этого следует, что недостаточное развитие навыков общения, присутствие речевой пассивности не способствует развитию общения и оказывает негативное влияние на общее развитие дошкольников, что подчеркивает значимость выбранной темы исследования.
Цель исследования: определить направления, содержание и методы логопедической работы, направленной на формирование коммуникативных способностей у дошкольников со сложностями в речи.
Объект исследования: особенности навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами квест-игр.