Описание
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ
1.1 Сущность понятия «Изобразительная деятельность детей» (рисование)
Изобразительная деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», объединившую области «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы».
Сущность понятия «изобразительная деятельность детей» в рамках ФГОС ДО заключается в активизации творческого потенциала как условия вхождения ребёнка в мир социальных отношений, своеобразного открытия и презентации своего «Я» социуму.
Основные цели и задачи изобразительной деятельности согласно ФГОС ДО:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
удовлетворение потребности детей в самовыражении [22].
Изобразительная деятельность играет ключевую роль в развитии личности дошкольника. Существует несколько интерпретаций этого понятия, и рассмотрим их подробно.
Т.С. Комарова определяет изобразительную деятельность как процесс, в котором выражаются впечатления, возникшие в течение жизни [13].
А.В. Запорожец видит в этом отражение полученных извне впечатлений через изобразительные образы [9].
В.Б. Косминская отмечает, что это художественная деятельность, способствующая всестороннему развитию ребенка, активному изучению мира и формированию способности творчески и правдиво передавать впечатления в графике и пластике [15].
Вышеописанные определения авторов позволяют вывести общее определение дефиниции «изобразительная деятельность» – это деятельность, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка через познание окружающего мира, основанное на личностном опыте.
По мнению Н.А. Ветлугиной, изобразительная деятельность – это процесс художественного отражения действительности в образах, передающих внутренний мир человека. Автор также полагает, что эта деятельность носит индивидуальный характер и позволяет детям выразить свое восприятие и мировоззрение [4].
Интересна точка зрения Н.П. Сакулиной, для которой изобразительная деятельность представляет собой «…специфическое образное познание окружающей реальности» [21 с.110].