Описание
Далее в центре нашего внимания будет находиться третий макросюжет.
Концепция двух сфер эпического мира всегда присутствует в рунах. Без этой идеи эпическая поэзия, эпическая реальность не могут существовать. В каждом эпосе мы сталкиваемся с отношениями, чаще всего - противоборством, двух противоположных миров - "своего" и "чужого". В рунах Карелии противоборство стран выражено в древних формах, однако оно все равно присутствует. Пытаясь объяснить это противостояние не как мифологическое, а как историческое, Лённрот частично предполагал, что Похъёла - это Лапландия, но склонялся к мысли, что под народом Похъёлы скрывается какое-то финское племя.
Похъёла в рунах обладает двойственным характером. Сначала это мифологическая страна, место эпических персонажей-соперников, специфическое отражение и источник мифологического сознания, но со временем это значение начало падать в небытие, и было переосмыслено как страна саамов. Из текста рун прослеживается презрение героев к данному региону, который они оценивают как более бедный и отсталый. Исторически это объясняется тем, что в северных областях сохраняются более длительно архаические элементы быта. В Похьеле власть женщин все еще существует, и настоящей властительницей рода является старуха Лоухи. В отношении эпической страны Калевалы, в фольклорной традиции название в такой форме встречается крайне редко. Однако в широких географических масштабах (в Карелии, Юго-Западной Финляндии, Эстонии) широко распространены мифологические сказания о "сынах Калевы", проявляющих свою невероятную силу. С 39 руны народ Калевалы и его герои собираются в поход за Сампо, так как они считают несправедливым, что её владеет только Лоухи. Некоторые ученые видят в данном сюжете историческое отражение изменения власти с женской на мужскую. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой сюжет с Сампо отражает время, когда земледелие распространилось на северные племена в Похъеле и приморскую Сариолу. Хозяйка Севера просит южан изготовить для ее народа Сампо, и когда она получает эту волшебную мельницу, она говорит: "Почему бы не жить в Похьеле, если там есть Сампо? Там же поля, там посевы, там неиссякаемые блага". После получения Сампо Лоухи владеет и скотом, и зерном. Борьба за Сампо, по-видимому, символично отражает столкновения южных и северных племен из-за земельных ресурсов, борьба, которая лишь олицетворена "мельницей" как символом благополучия. Поход людей Калевы в Похъелу за Сампо выглядит не как военная операция, а как переселение колонистов на север; на корабль, предназначенный для путешествия, сели: сто мужчин, держащих весла. На одной стороне лодки сели мужчины-герои. На другой стороне лодки сели девушки в украшениях. Внизу устроились старики [17].
Важно отметить, что руны охватывают разные временные периоды истории, начиная с древности и заканчивая современностью. Они могут сочетаться в одном руне, образуя целостный сюжет. Это указывает на то, что такое сочетание возможно, если у эпоса есть автор, обладающий широким выбором рун и использующий наиболее подходящие для своего повествования. Сюжеты представлены в хронологической последовательности, начиная с древних событий и заканчивая событиями, связанными с принятием христианства.В сюжетах отражены события как II-I тысячелетия до н.э., так и периоды средневековья и нового времени. Поэтому можно считать "Калевалу" историческим источником, поскольку письменные свидетельства тех времен отсутствуют, а данные археологии не могут полностью воссоздать образ жизни того времени.