Цель работы: Научиться анализировать и находить варианты решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- применять на практике знания и умения, полученные на занятиях по конфликтологии;
- наработка навыка децентрации и эмпатии которые позволяют понять точку зрения партнера, почувствовать его скрытые мотивы и облегчить взаимопонимание;
- обнаружить свои психологические особенности, помогающие и мешающие конструктивно взаимодействовать с людьми.
Требования к выполнению задания:
Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. При написании работы следует выдерживать единый стиль.
Введение работы содержит обоснование выбора конфликта. Перечисление методов и средств анализа и обработки имеющегося материала.
Основная часть состоит из описания конфликта, его основных структурных и динамических характеристик, описания методик использовавшихся для анализа конфликта и полученных результатов их применения. Кроме того, должно быть приведено изложение того, как закончился конфликт в реальности и предложения по оптимальному урегулированию конфликта.
План основной части
1. Описание характеристик сторон конфликта (его непосредственных участников, а также людей, групп, так или иначе, влияющих на ход его развития – организатор, подстрекатель и т.п.).
В описании сторон конфликта указать – кем вам является оппонент (степень родства, если он родственник, степень близости – друг/подруга, знакомый, любимый и т.п., социальные роли – продавец, кондуктор, прохожий…), должности, продолжительность работы в данной организации (если организационный конфликт), возраст – ваш и оппонента на момент конфликта. Имена, фамилии указывать не нужно. Можно назвать, например, сторона А и сторона Б и обязательно указать, какую из сторон представляете вы.
2. Предмет конфликта.
3. Описание конфликтного взаимодействия, его основные этапы (особенно для случая длительных, затяжных конфликтов).
4. Перечень затронутых в конфликте интересов и опасений каждой из сторон-участников (картография конфликта) [6].
В картографии конфликта необходимо не ограничиваться самыми основными, с вашей точки зрения, интересами, которые и находятся в противоречии, а указать все прочие (в т.ч. второстепенные) интересы, которые так или иначе имеют отношение к ситуации: например, - сохранить дружеские отношения, самоутвердиться, доминировать, сохранить контроль, экономия сил, времени и пр., уважительное обращение, получить поддержку, сохранить авторитет в глазах начальства, починенных, коллег и пр., сохранить лицо… Для того, чтобы выявить более глубокие мотивы, чаще задавайте по отношению к уже выявленным интересам (своих и оппонента) вопросы – «А для чего мне/ему это ?», «Что произойдет если я/он это не получит?», Что я/он в этом случае будет чувствовать?».
Для более полного выявления мотивации оппонента попробуйте не только рассуждать логически, но и вжиться в роль оппонента. почувствовать себя на его месте и проанализировать ощущения, которые у вас при этом возникают.
5. Анализ трансакций с точки зрения ролевых позиций участников (Э.Берн) для начала конфликтного взаимодействия [2, 4].
Для этого вам необходимо привести часть диалога (5-6 реплик; в виде прямой речи), относящегося к началу конфликта (ко времени, когда вы почувствовали у себя возникновение негативных эмоций). Вам необходимо по порядку пронумеровать реплики диалога с обозначением автора высказывания, после чего на схеме (Родитель-Взрослый-Ребёнок) пронумеровать соответствующие им стрелки (трансакции).
6. Определение вида конфликта с точки зрения основного противоречия (конфликт ценностей, интересов или норм и правил взаимодействия), лежащего в его основе [3].
Указав область в которой возникло противоречие (ценностей, интересов или норм и правил) дайте краткое обоснование (какие именно интересы/ценности/нормы столкнулись).
7. Выявление причин конфл