Методические указания по выполнению задания №2
Постановка задачи. Суть исследовательского задания для РАР заключается в выработке предложений по обоснованию цены на какой-либо (по выбору студента) товар или товарную группу. Методологической основой для решения такой задачи является мониторинг цен в розничной торговле, сравнение цен и ассортимента в конкурирующих торговых точках, анализ и сравнение качественных свойств, характеристик и цены товара, назначение новых цен на товары с учетом уровня цен в конкурирующих торговых точках.
Организация маркетингового ценового исследования. Организация ценового исследования в рамках данной работы включает следующие этапы:
- изучение всего спектра существующих и перспективных методик установления цен, описанных в научной и учебной литературе и известных в
практике ценообразования;
- выбор объекта (продукта, товара, услуги) исследования и места его проведения; объект и место исследования (город, район, другой регион) определяются по личному выбору студента исходя из его возможностей получения информации;
- проведение кабинетных исследований: сбор вторичной информации об ассортименте выбранной товарной группы, качественных характеристиках товаров, ценовых и конъюнктурных характеристиках рынка;
- составление детального плана исследования, включающего списки предприятий-конкурентов, форму бланка накопления данных, в котором перечислены товары и фиксируются цены в различных торговых сайтах, последовательность и сроки всех стадий исследования;
- непосредственный сбор первичной информации посредством мониторинга цен на торговых сайтах и фиксация в заготовленных формах-бланках цены на товары; также фиксируются оценки качественных параметров товаров и оценивается уровень обслуживания покупателей (по отзывам) и другие маркетинговые характеристики товара, также отмечаются товары, которыми торгуют конкуренты и о которых ранее не было известно;
- обработка и анализ собранной вторичной и первичной информации, группировка данных, построение графиков, производство необходимых расчетов;
- моделирование и позиционирование товара, выводимого на рынок;
- подготовка и обоснование предложений по уровню цены и особенностям ценовой политики предприятия в соответствии с целями исследования.
Промежуточные и окончательные результаты исследования:
- создать списки изучаемых товаров и разделить их на товарные группы;
- сделать ценовое и качественное описание товаров в каждой товарной группе;
- сформировать список изучаемых конкурирующих торговых сайтов;
- подготовить бланк для проведения сбора информации о ценах на различных торговых сайтах;
- обработать сведения о ценах на товары в различных торговых сайтах;
- провести анализ ассортимента и цен на каждый товар на каждом торговом сайте;
- вычислить для конкурирующих торговых сайтов отклонения в ценах абсолютном и относительном выражении (отклонение в процентах);
- подготовить предложения по проведенному аудиту ассортимента и цен на конкурирующих торговых сайтах, включить свои предложения по изменению цен на товары.