Задание 1.
Дайте логическую характеристику следующих понятий (то есть оценитте, является ли каждое из них по объему: общим, единичным или устым; - по содержанию: конкретным или абстрактным, относительным или нет, собирательным или нет, положительным или отрицательным.
1.1. лес
1.2. верх
1.3. белизна
1.4. чужестранец
1.5. композитор Фредерик Шопен
Задание 2.
Рассмотрите правильность определений. Если есть нарушение правил, то в чем они состоят:
2.1. Покой есть отсутствие беспокойства
2.3. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой
2.4. Невежество есть слепой руководитель
2.5.Аспирин есть жаропонижающее средство
Задание 3.
Выразите с помощью кругов соотношение понятий по объемам:
3.1. Дети (А), родители (В), родственики (С);
3.2. Маленькая порция, немаленькая порция;
3.3. Посуда, чашка, тарелка.
3.4. Спортсмен, студент
3.5.Квадрат, прямоугольный ромб.
Задание 4
Оцените, где имеет место операция ограничения, а где — обобщение:
4.1. дождь — грибной дождь — теплый грибной дождь;
4.2. дождь — атмосферные осадки
4.3 Ограничьте имя: "цветок".
Задание 5
Укажите, в каких примерах имеет место деление понятий, а в каких - расчленение:
5.1.Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
5.2. Дом состоит из пяти квартир
5.3.Зрение бывает нормальное, дальнозоркое, близорукое.
5.4.Войны бывают справедливые и несправедливые
Задание 6.
Определите вид суждения по количеству и качеству, обозначьте их A,E,I,O и выразите распределенность терминов в суждениях круговыми схемами, заштриховав ту область применения, о которой говорится:
6.1.Все птицы имеют крылья.
6.2.Некоторые растения являются водорослями
6.3.Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки
6.4.Реки - естественные пути сообщения
6.5.Большинство из нас не совмещают работу с учебой.