Модуль 1. Социальное управление как функция системы
1. Почему проблема социального управления актуальна для России?
2. Как связаны понятия «управление», «координация» и эмерджентность? Объясните суть управления через теорию эмерджентности.
3. Укажите основные ошибки понимания «управления» в современной литературе.
4. Дайте развернутое определение термина «социальное управление», альтернативное тому, которое было представлено на лекции. Укажите источник (желательно издания с 2018 по 2023 гг.).
5. Раскройте два принципа социального управления (на Ваш выбор) и приведите конкретные примеры реализации этих принципов.
6. Чем социальное управление отличается от других видов управления в социальных системах?
7. Приведите примеры реализации моделей социального управления.
8. На основе каких критериев можно выделить этапы развития социального управления? Какой критерий является ключевым??
9. Как соотносятся социальное управление и менеджмент? Почему в настоящее время партнёрский тип отношений начинает доминировать в системе социального управления?
Модуль 2. Социальное управление как процесс. Технологии социального управления
1. Методы и технологии: общее и особенное.
2. Почему технологии позволяют обеспечить гарантированное достижение заданного результата? В каких случаях это правило не работает?
3. Раскройте содержание и алгоритм технологии устного распоряжения.
4. Какой технологией управления Вы владеете лучше всего? Обоснуйте ответ и распишите пошагово алгоритм этой технологии.
5. Проведите анализ Вашей организации по следующему плану:
1. Общая характеристика организации (статус, цели, функции, структура, динамика и т.д.).
2. Ваше место в организации: (должность, статус, основные ролевые позиции).
3. Уровень зрелости организации и доминирующая организационная культура.
4. Проблемная диагностика организации (сформулировать и обосновать основные угрозы по 2-3 ключевым проблемным зонам данной организации)
5. Возможные (оптимальные) управленческие решения по ликвидации или минимизации данных проблем.
Выбор организации для анализа выбирается слушателем самостоятельно. Это может быть государственный орган, предприятие, учреждение, семья, устойчивая компания друзей и т.д. Главное, чтобы Вы лично входили в ее состав и имели непосредственное представление о процессах и отношениях в этой организации. Задание носит тренировочный характер, поэтому по усмотрению слушателя могут не указываться (или указываться условные) материалы, раскрывающие персональные данные или закрытую информацию.