Фирма, занимающаяся оптовой торговлей хозяйственными товарами, планирует закупки снеговых лопат к предстоящему сезону. Каждая лопата стоит 150 руб. при закупке и может быть продана в сезон за 250 руб. в нормальную по снежности зиму. В малоснежную зиму цена при продаже уменьшается на 40 руб. а в снежную зиму – возрастает на 30 руб. Так как остатки товара, нераспроданного в сезон, невыгодно держать до следующего года, вследствие значительных издержек хранения, они распродаются в начале марта по цене 80 руб. в обычную зиму, по цене 60 руб. в умеренную и по 100 руб. в снежную. Данные прошлых лет показывают, что продажи лопат сильно зависят от снежности зимы могут колебаться от 8 тыс., до 18 и 38 тыс. соответственно, в зависимости от типа зимы. Перед новым зимним сезоном вероятности наступления малоснежной, нормальной и снежной зим оцениваются бюро прогнозов по данным статистических наблюдений как 35%, 40%, 25% соответственно.
Рассматривая ситуацию, как игру с природой, записать соответствующую платежную матрицу. Определиться с выбором стратегии закупки в случаях, если:
– директор фирмы уверен, что прогнозам стоит доверять;
– главная цель: гарантировать себе неснижаемый уровень прибыли;
– директор желает уменьшить упущенную выгоду;
– директор занимает уравновешенную позицию между оптимизмом и здоровым пессимизмом.
Какова будет ожидаемая стоимостная ценность каждого решения? Применим ли критерий произведений для принятия решения в данной ситуации?