(1)В числе терминов, усвоенных критикой, чуть ли не самый ходячий - это слово «тип». (2)Грубые ярлыки приклеиваются на тонкие художественные работы: тип скупца - Плюшкин, тип ленивца - Обломов, тип лгуна - Ноздрёв.
(3) Я много раз читал «Обломова», и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. (4)Чем больше всматриваешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нём любовь к дивану и к халату. (5)Под действием основных впечатлений мало-помалу предста-вляется внимательному читателю образ Обломова приблизительно в таком виде.
(6)Илья Ильич Обломов не обсевок в поле. (7) Это человек породистый:
он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь.
(8)Он умён, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости.
(9) Хитрости в нём нет, ещё менее расчётливости. (10)Лгать он не умеет
или лжёт наивно.
(11)В нём ни жадности, ни распутства, ни жестокости. (12)Он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой породы и принадлежащие ему люди должны его беречь, уважать, любить и всё за него делать.
(13)Вспомните разговор с Захаром и упреки за то, что тот сравнил его с «другими». (14)Он никогда не представляет себе своё счастье основанным на несчастье других, но он не стал бы работать ни для своего, ни для чужого благосостояния. (15)К людям он нетребователен И терпим донельзя.
(16)Обломов любит свой привычный угол, не терпит стеснения и суеты, он не любит движения и особо резких наплывов жизни извне.
(17)Обломов, может быть, и даровит, никто этого не знает, и сам он тоже, но он, наверное, умён. (18)Ещё ребёнком обнаруживал он живость ума, который усыпляли сказками, вековой мудростью и мучной пищей.
(19)Университетская наука не менее обломовских пирогов усыпляла любознательность. (20)Служба отняла у него любимый и родной угол, бросила куда-то на Гороховую и взамен предоставила разговоры о производствах и орденах. (21)На службу Обломов раньше смотрел сначала с энту-зиазмом, затем с наивными ожиданиями, потом удивлённо, наконец равно-душно.
(22)Посмотрите, что противопоставляется обломовской лени: карьера,
светская суета, мелкое сутяжничество или культурно-коммерческая
деятельность Штольца. (23)Не чувствуется ли в обломовском халате и диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?
(24)Обломов умеет внушить любовь. (25)Обломов, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, - он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце.
(26)В Обломове нет самодовольства, этого главного признака
пошлости. (27)Посмотрите, в чём его опасения: в мнительности, в страхе, что кто-нибудь нарушит его покой. (28)Его радости - в хорошем обеде, в доволь-ных лицах вокруг, в тишине, порой - в поэтической мечте.
(29)Разве он поступится чем-нибудь из своего обломовского, чтоб кусок у него был послаще или постель помягче? (30)Везде он один и тот же Обломов: в гостиной Ильинских с бароном и в своём старом халате с Алексе-евым, трюфели ли он ест или яичницу на заплатанной скатерти.
(31)Отнимите у Обломова средства, он всё же не будет ни работать, ни льстить. (32)В нём останется то же веками выработавшееся ленивое, но упорное сознание своего достоинства.
(33)В Обломове есть крепко сидящее сознание независимости - никто и ничто не вырвет его из угла: ни жадность, ни тщеславие, ни даже любовь.
(34)Обломов душой целомудренный юноша, а в привычках старик.
(35)С робкой нежностью бережёт он свой идеал, но для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта. (36)Борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту, оскорбляют идеал Обломова. (37) Мне кажется, Обломов - вовсе не «тип ленивца», не карикатурный образ (всё это недопустимо упрощает картину) - он то, что в литературо-ведении принято называть «характер». (38)Характер - это отражение челове-ческой натуры в её полноте, глубине, сложности, неоднозначности.
(39)В Обломове писатель открыл нам свою связь с родиной: с её современ-ностью и с её вчерашним днём, с тем, что устаревает и уходит от нас; здесь и грёзы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза; здесь душа русского человека вообще и самог Гончарова в частности.
(40)Душа, представленная в её личных, национальных и мировых элементах.