Ейс 1. Никита, 13 лет
К классному руководителю обратилась бабушка шестиклассника Никиты. Мальчик проживает в полной семье, бабушка живет с ними, т. к. родители Никиты работают, часто ездят в командировки, и бабушка остается с подростком. Со слов бабушки, Никита – мальчик скромный, впечатлительный. Учился до недавнего времени хорошо. Сейчас успеваемость резко упала. Никита часто говорит о своем нежелании посещать школу, стал повышать голос. У него появились несвойственная резкость, грубость.
С бабушкой до этой ситуации были теплые, доверительные отношения. Бабушке пришлось приложить много усилий, чтобы Никита поделился с ней своими неприятностями. Оказалось, что один из мальчиков в классе стал его третировать, задирать, толкать. Остальные ребята смеются над ситуацией. Бабушку очень тревожит враждебное отношение учеников класса к Никите.
Вопросы:
1. Дайте психолого-педагогическую характеристику явления,
2. описанного в примере.
3. Определите причины сложившейся ситуации, сделайте возможные прогнозы решения ситуации.
4. Перечислите методы, которые сможете использовать в данной ситуации.
5. Составьте план мероприятия, опишите последовательность профессиональных действий классного руководителя по стабилизации ситуации.
Кейс 2. Алексей, ученик 10 класса.
К классному руководителю обратилась мать десятиклассника с просьбой оказания помощи в повышении у ее сына мотивов к учебе. Классный руководитель в ходе телефонного разговора сообщил, что ее сына целую неделю не было в школе.
После телефонного разговора мать поинтересовалась у сына о причинах отсутствия его в школе, сын ответил, что не хочет ходить в школу. Выяснилось, что после ухода родителей на работу он возвращался домой и занимался компьютерными играми. Домашние задания он выполнял с неохотой, с трудом. Как результат: за последнее время сильно снизилась успеваемость.
Со слов матери, сын учился в другой школе и 9 класс там закончил на «три» и «четыре». Родители перевели его в эту школу в профильный математический класс в надежде, что в нем его лучше подготовят для поступления в вуз. Мать говорит, что работает по сменам и не всегда может контролировать сына. Отчим Алексея не поддерживает, т. к. считает, что он уже взрослый и должен сам хорошо учиться.
Со слов классного руководителя, Алексей среди одноклассников ведет себя обособленно, мало с кем общается. Внешкольную деятельность избегает, на классных часах отмалчивается.
Вопросы:
1. Сформулируйте гипотезу о причинах отсутствия Алексея в школе.
Возможно сложная адаптация,
2. Проанализируйте причины, повлиявшие на изменения в поведении Алексея.
3. Опишите стратегию работы педагога-психолога с Алексеем, его матерью.
4. Какие рекомендации можно дать классному руководителю.
.