ЗАДАНИЯ ПО АНАЛИЗУ СТАРОСЛАВЯНСКОГО ТЕКСТА
для домашней контрольной работы к зимней сессии
1. Указать, фрагмент какого памятника взят для анализа. Привести краткие сведения о памятнике.
2. Выписать слова с титлами. Записать эти слова полностью.
3. Фонетический анализ.
3.1. Выписать слова с редуцированными гласными. Выполнить анализ редуцированных.
3.2. Выписать слова с носовыми гласными. Выполнить их анализ.
3.3. Выписать слова, отражающие монофтонгизацию дифтонгов. Выполнить анализ монофтонгизации.
3.4. Выписать слова, отражающие чередования, связанные с утратой гласными количественных различий. Выполнить анализ этих чередований.
3.5. Выписать слова с неполногласными сочетаниями. Выполнить их анализ.
3.6. Выписать слова, отражающие изменения в сочетаниях согласных под действием закона открытого слога. Выполнить их анализ.
3.7. Выписать слова, отражающие 1 палатализацию (однотипные примеры сгруппировать). Выполнить их анализ.
3.8. Выписать слова, отражающие 2 палатализацию (однотипные примеры сгруппировать). Выполнить их анализ.
3.9. Выписать слова, отражающие 3 палатализацию (однотипные примеры сгруппировать). Выполнить их анализ.
3.10. Выписать слова, отражающие смягчение согласных перед j (однотипные примеры сгруппировать). Выполнить их анализ.
3.11. Выписать примеры слов с согласными, качество которых не совпадает с современными русскими соответствиями. Прокомментировать отличия.
3.12. Выполнить транскрипцию первых двух строк текста. Обратить особое внимание на исконно мягкие и полумягкие согласные.
4. Морфологический анализ.
4.1. Морфологический анализ всех имен существительных (однотипные сгруппировать): начальная форма, тип склонения по древнейшей основе, род, число, падеж формы, употребленной в тексте. Является ли данная форма исконной? Если нет, то показать, какова исконная форма и какие изменения произошли.
4.2. Морфологический анализ местоимений: начальная форма, род (если есть), число (если есть), падеж формы, употребленной в тексте.
4.3. Морфологический анализ имен прилагательных: разряд, краткая форма (тип склонения) или полная (особенности образования, особенности окончания падежной формы), род, число, падеж формы, употребленной в тексте.
4.4. Морфологический анализ глаголов: начальная форма, наклонение (в повелительном наклонении лицо, число, отметить, если форма аналитическая; в условном наклонении лицо, число, род); в изъявительном наклонении время, лицо, число, особенности образования формы.
4.5. Инфинитив и супин: происхождение.
4.6. Морфологический анализ причастий: залог, время, краткая форма (тип склонения) или полная (особенности образования, особенности окончания падежной формы), род, число, падеж формы, употребленной в тексте.
4.7. Наречия.
4.8. Числительные.
4.9. Союзы.
4.10. Частицы.
5. Анализ синтаксических особенностей.
5.1. Особенности управления.
5.2. Отметить специфические синтаксические конструкции, их строение, особенности перевода (дательный самостоятельный, двойной винительный, двойной дательный, инфинитивные и другие конструкции).
5.3. Односоставные предложения как специфическая особенность старославянского синтаксиса. Их перевод.
5.4. Особенности ввода в текст чужой речи.
5.5. Особенности строения текста.
План анализа составлен по максимуму. В текстах могут не встретиться некоторые явления. Однотипные явления надо сгруппировать. Например, при анализе редуцированных гласных надо выписать не все слова, а те, в которых представлены разные позиции этих гласных. При анализе глагольных форм надо выписывать не все глаголы, а только разные их формы. То же касается других явлений. Надо показать, что вы знаете разные фонетические процессы, различные явления морфологии и синтаксиса.
Текст под номером 4