Образец лексико-семантического анализа
Тяжелое беспокойство овладело им (Л. П. Чехов).
Тяжелый
I. Слово тяжелый является многозначным, имеет 9 значений в словаре Ожегова.
1. «имеющий большой вес» (тяжелый чемодан) – прямое значение;
2 «трудный, требующий большого труда, усилий» (тяжелая работа) – переносное значение (метафорический перенос по сходству ощущений);
3 «горестный, мучительный» - переносное значение (метафорический перенос)
Имеет и другие значения. В данном контексте слово выступает в 3 значении.
II. Связи с другими словами в языке:
III. Характеристика:
а) исконно русское,
б) широкого использования
в) стилистически нейтральное
Вариант 4.
1. Из текста выпишите слова под цифрой 1 (два слова). Поставьте их в начальную форму. Найдите эти слова в толковом словаре, выпишите значения этого слова (при наличии большого числа значений – максимум 4). Определите, в каком значении слово выступало в данном тексте. Охарактеризуйте его как прямое или переносное, аргументируйте. Подберите к слову в этом значении (если это возможно): а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы. Дайте характеристику слову по следующим параметрам: а) заимствованное или исконно русское, б) широкого или узкого использования (специальная лексика, жаргонизм, диалектизм), в) стилистически нейтральная лексика – высокая лексика или сниженная (разговорная или просторечная). Образец см. ниже.
Молодые супруги были счастливы. Впрочем, третья неделя их медового месяца была проведена совсем не безмятежно, даже тревожно. Дымов заразился в больнице рожей, но, когда ему полегчало, Ольга Ивановна надела ему светло-серый чистенький платочек и стала писать1 с него бедуина. Дня через три с ним произошло новое недоразумение.
– Мне не везет, мама! – сказал он за обедом. – Сегодня на вскрытии я себе сразу несколько пальцев порезал.
Ольга Ивановна испугалась. Но он сказал, что это пустяки и что ему часто приходится делать порезы на руках.
Молодая супруга с тревогой ждала трупного заражения, но все кончилось благополучно. И вновь потекла жизнь без печалей1 и тревог. Приближалась весна, уже улыбавшаяся издали и обещавшая тысячу радостей. Счастью не будет конца! (По А.П. Чехову)
2. Выпишите из текста один фразеологический оборот. Определите его значение и происхождение. Охарактеризуйте его вид: фразеологическое единство, фразеологическое сращение, фразеологическое сочетание, аргументируйте.
3. Постройте синонимический ряд к выделенному слову, определите доминанту ряда. Выпишите из ряда три пары синонимов. Установите тип: семантические, стилистические или семантико-стилистические.
4. Найдите в тексте и выпишите исконно русские и заимствованные слова (по 3 каждого вида). Из каких языков заимствованы слова? Присутствуют ли в них приметы иноязычных слов?
Гарантия на работу | 1 год |
Средний балл | 4.96 |
Стоимость | Назначаете сами |
Эксперт | Выбираете сами |
Уникальность работы | от 70% |