Примерные практико-ориентированные задания
Задание 1. Подросток 15 лет, воспитывается одной мамой. В последние полгода мальчик стал заметно хуже учиться, пропускать уроки, дерзить близким, один раз не пришел ночевать домой. Мама в панике.
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Разработайте совместно с психологом индивидуальную стратегию педагогического воздействия на подростка, испытывающего трудности в обучении, взаимодействии со взрослыми.
Задание 2. Благополучная обеспеченная семья, в которой воспитывается единственный ребенок – ученик 6 класса Тимур А. У Тимура низкая успеваемость, есть пропуски уроков, наблюдается агрессивное поведение по отношению к более слабым одноклассникам и учащимся младших классов. Социальный педагог школы пригласила Тимура А. и его родителей на Совет профилактики школы.
Представьте примерный алгоритм работы Совета профилактики по решению данной проблемы. Разработайте индивидуальную программу коррекции и сопровождения учащегося.
Задание 3. В медико-психолого-педагогический центр обратилась бабушка (58 лет). Она инвалид, воспитывает несовершеннолетнего внука (6 лет). Ситуация усугубляется тем, что биологический отец мальчика умер, отцовство при его жизни не установлено, а мама ребёнка самоустранилась от воспитания сына.
Что должны в такой ситуации сделать специалисты центра? Представьте схему их взаимодействия.
Задание 4. Родители 8 летней Алины Р. в разводе. Девочка проживала с матерью. Мать злоупотребляла спиртными напитками, не работала, вела аморальный образ жизни. В мае 2020 года Алина была оставлена матерью в кассовом зале Уфимского железнодорожного вокзала. Органами линейной полиции девочка была передана на воспитание отцу, мать лишили родительских прав по решению суда. Однако положение Алины не улучшилось: отец пил, физически наказывал дочь, девочка не посещала детские учреждения. На основании жалоб и заявлений соседей, акта участкового полицейского, Алина была изъята из семьи органами опеки. Было вынесено решение об отобрании девочки и помещении ее в социальный приют.
Представьте дальнейшие действия социального педагога социального приюта по решению трудной жизненной ситуации девочки.
Задание 5. На Евгения П., ученика 7 «А» класса, на имя школьного социального педагога поступила докладная от классного руководителя о беспричинных пропусках уроков, которые продолжаются несколько дней.
Представьте алгоритм посещения семьи ученика социальным педагогом.
Задание 6. Надежда С. жила с матерью-алкоголичкой на садовом участке, мать умерла. В возрасте 10 лет девочка стала пациенткой сначала инфекционной больницы, а затем попала в Республиканский приют. При девочке не было никаких документов.
Какова основная цель работы социального педагога приюта? Представьте программу социально-педагогической реабилитации девочки.
Задание 7. При поступлении в детский дом Таня Д. (8 лет) производила впечатление грустного, растерянного ребенка. Были случаи ночного энуреза. Контакт с детьми и взрослыми избирательный. Часто давала истерические реакции, ссорилась с детьми из-за пустяков. Учеба в школе не ладилась, Таня производила впечатление ребенка с низким интеллектом. Вместе с тем, она крайне заботливо опекала младшего брата, Сережу (5 лет), играла с ним, радовалась его успехам. Не хотела видеть бабушку, которая приходила в детский дом. О своей жизни в семье рассказывала социальному педагогу. В рассказе воспроизводила мельчайшие подробности, словно это было важно для нее; чувствовалось, что Таня, словно заново переживает прошлое, пытается осмыслить и оценить случившееся. Осуждает отца за то, что он избивал мать, бабушку - за то, что она в ссорах с матерью Тани принимала сторону своего сына.
Представьте алгоритмом дальнейшей работы социального педагога с ребенком – воспитанником детского дома.
Задание 8. Разработайте и представьте профессиограмму для специалиста по работе с семьей.
Задание 10. Представьте диагностический инструментарий специалиста по работе с семьей, используемый им для определения семейного неблагополучия.
Задание 11. Представьте конспект практического занятия с детско-родительской группой.
Задание 12. Представьте конспект игрового коррекционно-реабилитационного занятия с семьей с проблемами детско-родительских отношений.