Александр Д., 9 лет
Причина обращения за консультацией:
Ребенок находится на индивидуальном обучении, повторно, в первом классе общеобразовательной школы. Мама жалуется на не совсем адекватное восприятие её сына педагогами. После первого года обучения ребенок был направлен на ПМПК, в результате чего было рекомендовано обучение по программе коррекционной школы. Согласие мама не дала, категорический отказ обусловлен недоверием специалистам и обеспокоенностью будущим ребенка. Со слов мамы – мальчик очень ранимый, чувствительный, что, по её мнению, обусловлено ранним испугом – ещё в роддоме около них упал на кафельный пол металлический поддон, очевидно с тех пор он боится громких звуков, музыки, не переносит резких движений.
Семья:
Мать - 44 года, педагог-предметник – учитель русского языка и литературы, социальный статус – мать-одиночка. Проживают вместе с бабушкой (71 год). Мама активно участвует в различных семинарах, тренингах, поступила на заочное отделение магистратуры по направлению «Семейная психология». Ребенок в семье один.
Здоровье и развитие:
Роды – плановое кесарево сечение, рост – 52 см., вес – 4.6 кг., операция без осложнений, состояние новорожденного по шкале Апгар – 6 баллов. Наблюдался макрорхизм (увеличение яичек). Отмечались субфебрильные судороги. По заключению врача-генетика констатировано наличие ломкой X-хромосомы. Со слов матери предполагаемый аутизм подтвержден не был. Психомоторное развитие происходило с задержкой. Практически не ползал, сразу пошёл где-то в 11 месяцев. Говорить начал поздно. Наблюдается у кардиолога по поводу врожденного дефекта межжелудочковой перегородки.
Социальное развитие и навыки самообслуживания:
Затруднено установление контакта с новыми людьми, включая сверстников. Эмоционально неустойчив, возбудим, часто проявляет упрямство, агрессивно реагирует на ограничения или вмешательства в его деятельность, например, игровую. В совместной деятельности не конструктивен. При достаточной сформированности навыков самообслуживания, наблюдается неопрятность и недостаточная критичность к собственному внешнему виду и окружающей обстановке.
Физическое и моторное развитие:
Физическое развитие соответствует норме, при этом выглядит старше своих сверстников за счет роста и телосложения. В движениях просматривается неспецифическая неврологическая симптоматика в виде подергиваний и встряхиваний кистей рук.
Поведение во время консультации:
На контакт идет относительно легко, установление контакта глаз осложняется страбизмом. Стеснительный, говорит тихо, речь имеет выраженный назальный оттенок. На вопросы отвечает короткими фразами или отдельными словами. Избирательно реагирует на задания, преобладает эмоциональная мотивация. Неустойчивая работоспособность при выполнении заданий, организующую помощь не понимает и не принимает.
Вопросы:
1. Какой тип нарушенного развития можно предположить в данном случае?
2. Какие проявления этого нарушения описаны в тексте?
3. Какие вопросы было бы целесообразно задать родителям, чтобы получить больше информации о ребенке?
4. Какие дополнительные исследования специалистов целесообразно рекомендовать родителям?
5. Какие направления коррекционно-педагогической работы можно рекомендовать в данном случае?
6. Какие направления деятельности тьютора с ребенком можно рекомендовать в данном случае? Опишите содержание работы тьютора с данным ребенком.