Под рисками понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и срока окупаемости (PB).
Единой классификации рисков проекта предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.
Оценить риски проекта на примере ювелирного завода, который решил вывести на рынок новый продукт - золотые украшения.
Для производства продукта приобретается импортное оборудование. Оно будет установлено в помещениях предприятия, которые планируется построить. Работы будут выполнять внешние подрядчики. При подготовке проекта запланированы работы по строительству помещения и установке оборудования длительностью 3 месяца, стоимость помещения и оборудования с работой под ключ - 800 тыс. долл. США. Способ начисления амортизации – линейный.
Ставка дисконта 15%.
Цена на основное сырье - золото - определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже металлов.
Капвложения по строительству здания и приобретению оборудования, закупки золота осуществляются в валюте, а поступления средств от продажи изделий - в рублях. Расходы на оплату труда рабочих составляют 10% от материальных затрат. Косвенные затраты составляют 300% от прямых затрат.
Планируемый объем реализации 5 кг изделий в год. 30% продукции предполагается продавать через собственные магазины ( 10 магазинов) при рентабельности 25%, которые расположены в крупных торговых центрах РИО (средняя площадь магазина 10 кв.м); 70% - через дилеров при рентабельности 20%. Реализация имеет ярко выраженную сезонность с всплеском в декабре и снижением продаж в апреле-мае.
Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта 5 пять лет.