1. О каком значении (научном или метафорическом) термина «логика» идет
речь в следующем отрывке: «— Нет, нет, — добавила она, — он не такой. Я
уверена. — Мне кажется, Вы нелогичны: Вы многого о нем не знаете и однако
уверены в нем. Так не может быть. Либо то, либо другое» (П. Чейни)? Есть ли
в словах героини нарушения, или некорректные применения формальнологических законов? (Обоснуйте ответ)
2. Определите отношения между объёмами следующих понятий: строение,
беседка, дом, особняк, каменное строение. Выразите эти отношения при
помощи диаграмм Эйлера.
3. Приведите следующие высказывания «все алмазы — углероды», «все
жидкости упруги», «в небе летят самолеты», «некоторые полезные
ископаемые горючи» к логической форме категорического суждения.
Определите вид суждения, его термины и квантор.
4. Пусть простое суждение «Некоторые животные плавают» — истинное.
Необходимо построить для этого суждения квадрат оппозиций и сделать
выводы для каждого из трех остальных суждений, входящих в этот квадрат
оппозиций.
5. Привести к классической форме простого категорического силлогизма
следующее сложное (молекулярное) суждение «Некоторые педантичные
люди — знатоки древних языков, поскольку все богословы — знатоки древних
языков, и при этом все богословы педантичны». Определить фигуру и модус
этого силлогизма. Проверить корректность этого силлогизма методом
построения диаграмм Эйлера и Венна, а также методом соответствия
правилам для корректных силлогизмов.
6. Запишите сложное (молекулярное) суждение «Днем я или пойду в
библиотеку, или буду дома готовить уроки» в символической форме,
используя язык пропозициональной логики.