«Проект выхода из кризисной ситуации» ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ) – предприятие, специализирующееся на производстве тяжелых (объем двигателя от 650 куб. см) мотоциклов с коляской. Максимальный объем производства ИМЗ десять лет назад составил 130 тыс. мотоциклов. Основными потребителями продукции ИМЗ были жители сельской местности и малых
городов, покупавшие мотоциклы для перевозки пассажиров и небольших грузов по плохим дорогам и бездорожью, а также для охоты, рыбалки, сбора грибов, ягод и др. Однако пять лет назад спрос со стороны данной категории потребителей значительно снизился, в результате чего предприятие произвело только 2 тыс. мотоциклов. Рассчитанное на гораздо больший объем производства предприятие оказалось далеко за «точкой безубыточности» и быстро подошло к предбанкротному состоянию. Несмотря на трудности и недостаток финансовых ресурсов, руководству предприятия удалось организовать разработку и начало единичного и мелкосерийного производства новых видов продукции – мотоциклов «Вояж» и «Кобра», а также вездеходов «Тайга», «Медведь» и «Егор». Из-за неоправданной спешки завод вышел на рынок с техникой, имеющей конструктивные недоработки и не прошедшей необходимый цикл испытаний. В результате имиджу предприятия был нанесен существенный ущерб. Сопоставляя развитие российского рынка с развитыми рынками западных стран, на предприятии пришли к выводу, что традиционный рынок тяжелых мотоциклов как транспортных средств для населения сельской местности и малых городов является неперспективным. Наиболее же привлекательным сегментом для рынка тяжелых мотоциклов в России должен стать рынок мотоциклов для развлечения. Во многих странах мира на мотоциклетном рынке были отмечены следующие тенденции:
1) чем теплее климат, тем больше совокупный мотопарк;
2) чем суровее и холоднее климат, тем выше доля тяжелых мотоциклов;
3) чем меньше плотность населения, тем выше доля тяжелых мотоциклов;
4) чем более склонно население той или иной страны к «быстрой езде», «размаху» и «основательности», тем выше доля тяжелых мотоциклов;
5) чем больше национальных производителей и чем старее мотоциклетные традиции, тем выше спрос на мотоциклы.
В связи с этим руководство компании приняло следующие решения:
1) изменить приоритеты развития компании: ставка – на мотоциклы-одиночки;
2) быстро разработать новую модель мотоцикла-одиночки, ориентированного на богатого покупателя и байкеров;
3) остановить разработки вездеходов;
4) постепенно отказаться от ряда производств и сократить площадь завода.
Было собрано деловое совещание, на котором были поставлены требующие решения вопросы:
1) освоить выпуск новых мотоциклов-одиночек – «Мустанг»;
2) сократить долю бартера в выручке за мотоциклы с 50 до 10%.
3) разработать новый стиль и начать создание бренда «Урал+»;
4) провести ряд успешных PR-акций по раскрутке новых моделей;
5) начать разработку системы качества на соответствие международным стандартам;
6) за счет вывода неиспользуемых площадей сократить территорию завода с 68 до 42 га.
Примите и обоснуйте наиболее эффективные решения по поставленным вопросам:
1. Анализ сложившейся ситуации и ее причины.
2. Какие корректирующие действия необходимо предпринять?
3. Какие способы выхода из кризисной ситуации предпринять?