Контрольная работа принимается 1) с титульным листом, 2) с указанием варианта. Текст варианта должен быть скопирован и приведен в начале работы.Использование каких-либо справочных материалов приветствуется, но принимается только при ссылке на них (указать в скобках в соответствующем месте
Вариант 5.
1. Из текста выпишите слова под цифрой 1 (два слова). Поставьте их в начальную форму. Найдите эти слова в толковом словаре, выпишите значения этого слова (при наличии большого числа значений – максимум 4). Определите, в каком значении слово выступало в данном тексте. Охарактеризуйте его как прямое или переносное, аргументируйте. Подберите к слову в этом значении (если это возможно): а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы. Дайте характеристику слову по следующим параметрам: а) заимствованное или исконно русское, б) широкого или узкого использования (специальная лексика, жаргонизм, диалектизм), в) стилистически нейтральная лексика – высокая лексика или сниженная (разговорная или просторечная). Образец см. ниже.
В последнее время Ольга Ивановна вела себя крайне неосторожно. Неизвестность томила ее. По-видимому, Дымов стал догадываться, что его обманывают. Он, как будто совесть у него была нечиста, прятал1 глаза, не улыбался радостно, сердечно и счастливо при встрече с нею и, чтобы меньше оставаться с нею наедине, часто приводил к себе обедать своего товарища Коростелева. Это был маленький человечек с каким-то помятым лицом, который, разговаривая с Ольгой Ивановной, от смущения расстегивал все пуговицы своего светло-серого пиджака.
В течение обеда муж говорил, что вчера, вскрывши труп с диагностикой «злокачественная анемия1», вместо нее нашел рак поджелудочной железы, Казалось, что оба они вели медицинский разговор только для того, чтобы дать Ольге Ивановне возможность ничего не говорить, то есть не лгать. (По А.П. Чехову)
2. Выпишите из текста один фразеологический оборот. Определите его значение и происхождение. Охарактеризуйте его вид: фразеологическое единство, фразеологическое сращение, фразеологическое сочетание, аргументируйте.
3. Постройте синонимический ряд к выделенному слову, определите доминанту ряда. Выпишите из ряда три пары синонимов. Установите тип: семантические, стилистические или семантико-стилистические.
4. Найдите в тексте и выпишите исконно русские и заимствованные слова (по 3 каждого вида). Из каких языков заимствованы слова? Присутствуют ли в них приметы иноязычных слов?
Образец лексико-семантического анализа
Тяжелое беспокойство овладело им (Л. П. Чехов).
Тяжелый
I. Слово тяжелый является многозначным, имеет 9 значений в словаре Ожегова.
1. «имеющий большой вес» (тяжелый чемодан) – прямое значение;
2 «трудный, требующий большого труда, усилий» (тяжелая работа) – переносное значение (метафорический перенос по сходству ощущений);
3 «горестный, мучительный» - переносное значение (метафорический перенос)
Имеет и другие значения. В данном контексте слово выступает в 3 значении.
II. Связи с другими словами в языке:
III. Характеристика:
а) исконно русское,
б) широкого использования
в) стилистически нейтральное
Гарантия на работу | 1 год |
Средний балл | 4.96 |
Стоимость | Назначаете сами |
Эксперт | Выбираете сами |
Уникальность работы | от 70% |