Аннотация статьи
Институт степного правосудия сложился в средние века, в период формирования казахской идентичности. Социальная роль бия в жизни народа определялась практикой прецедентного права, базировавшегося на представлениях о чести, достоинстве, силе убеждающего слова. Коммуникативная риторика как инструмент формирования культурной идентичности не становилась до сих пор в казахстанской науке объектом изучения. Между тем принятие бием решений и достижения согласия со слушателем отражает картину мира, где, помимо риторического идеала, поднимаются вопросы «государство и власть», «образ судьи», «идеал национальной нравственности». В легендах о Майкы, Айтеке бие, Толе бие и др. запечатлен идеал судьи как символа власти и константы национального самосознания. Своеобразие казахского правосудия заключалось в особенностях управления и «мнипулирования» сознанием субъектов публичного суда. Легенды о биях содержит широкий спектр техник аргументации, способов достижения согласия, представлений народа об идеальном ораторе и идеальной речи. Символы, логические загадки, параллелизмы, аллегория отражают креативную компетенцию бия и коммуникативные ресурсы речи. Теоретическая ценность темы доклада обусловлена описанием риторики права на примере риторического идеала.