Стандартизация переменных 1. Когда необходима стандартизация?
Стандартизация необходима, если кластеризуемые переменные имеют разную размерность.
Предположим, вы сегментируете клиентов компании по следующим 3-м признакам: количество совершенных покупок (0-15), уровень лояльности к компании (0-7, где 0 – низкииH, 7 - высокииH), пол (1 – мужскоиH, 2 - женскииH). Мы видим, что масштаб измерения переменных различается.
Если признаки оставить в исходном виде, не обращаясь к стандартизации, то переменная, имеющая большие значения (в нашем случае количество покупок), практически полностью будет доминировать над остальными переменными и определять классификацию респондентов на основе своих значенииH .
Для решения этоиH проблемы применяется стандартизация, которая позволяет привести
все переменные к значений. Способ определяется типом участвующих в кластеризации.
единому диапазону
стандартизации шкал переменных,
2. Стандартизация интервальных переменных
Z-стандартизация (вычитает из каждого