Индивидуальные задания для обучающихся
I. Составление библиографического списка, списка информационно-цифровых ресурсов (не менее 10 библиографических источников).
II. Подбор языкового материала для анализа.
III. Письменный анализ подобранного языкового материала:
- составление синонимического ряда слов с выявлением доминанты и определением семантических и стилистических отличий у членов синонимического ряда;
- подбор пословиц или поговорок, построенных на антонимии (не менее 10);
- подбор примеров метафоры и метонимии из художественной литературы (не менее 5-ти);
- подбор примеров на каждый способ толкования ЛЗ слова (с использованием толкового словаря);
- выполнение фонетической транскрипции фрагмента художественного текста (прозаического или стихотворного, не менее 100 печатных знаков);
- полный фонетический, фонемный, орфографический анализ 2-х слов со слабыми позициями гласных и согласных;
- морфемный анализ 5-ти слов разной морфемной структуры;
- словообразовательный анализ (по 1 слову на каждый способ словообразования);
- морфологический анализ знаменательных частей речи (по 1 слову);
- синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с разными видами
синтаксической связи и осложнениями.
IV. Эссе
Примерные темы
1. «Великий, могучий, правдивый и свободный...» 2. Я познаю новое в русском языке.
3. Проблема соблюдения речевого этикета сегодня.
4. Богатство русского языка.
5. Нужно ли в мессенджерах соблюдать правила орфографии и пунктуации?
6. Мой этюд о русском языке.
7. Русский язык для меня – это...
8. Русский язык в современном мире.
9. «Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д.С. Лихачёв)
10. «Грамотность – утонченная форма вежливости»
11. Волшебный русский язык.
12. Русский язык – это «могущественное орудие»
13. Язык разум открывает.
14. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
15. Его я считаю истинным мастером слова русского.
16. Слово как источник счастья.
17. «Язык — это путь цивилизации и культуры» (А.И. Куприн)
18. Тема по выбору обучающегося.