Дима С., 4 года. Мама с мальчиком обратились к специалисту по инициативе воспитателя детского сада в связи с недоразвитием речи. Из беседы с матерью стало известно, что брат Димы и его отец начали говорить также поздно, в возрасте около 4-5 лет. Беременность сопровождалась токсикозом, роды нормальные.
Развитие моторики соответствует норме, сидеть и ходить Дима начал своевременно. Импрессивная речь в норме, выполняет просьбы взрослых, но сам не говорит, издает только отдельные звуки, общается с помощью жестов. Детский сад посещает охотно, с трех лет. Адаптация к нему наступила быстро, игровая деятельность соответствует возрасту, охотно играет, особенно с 2-3 мальчиками, пытается говорить с ними, но после неудачных попыток вновь обращается к жестам. Если встречает непонимание –плачет, проявляет агрессию (дерется).
Обследованы память, мышление, речь, самооценка, особенности общения. Память невербальная – хорошая, способен устанавливать связи и последовательность событий, простому обобщению. Выраженная потребность в поощрении, эмоционально реактивен, самооценка заниженная.
Пассивный словарь намного превышает активный (т.к. не произносит слов), для общения использует мимику, жесты, а также отдельные звукосочетания.
Вопрос:
Какой вид нарушений в данном случае? Проведите дифференциацию первичных и вторичных нарушений.
(Указать какой вид нарушения первичный и почему и какой второй вид нарушения, почему)