Эссе научно-учебного характера подразумевает рассуждения и передачу впечатления, сравнительный анализ с обязательным обозначениям собственного видения представляемой проблемы, рефлексию автора по поводу прочитанного произведения с позиции цели и задач современного образования. В формате эссе приветствуются не только обоснованность и логика изложения, но и образность, подвижность ассоциаций и т.д. Педагогическое эссе должно иметь внутреннюю структуру (например: тезис, аргумент, приемы речи); возможно обращение к приемам комментирования, объяснительного монолога, учебно-педагогического диалога и пр.
Творческо-интеллектуальный механизм написания эссе заключается в переключении способов освоения материала (понятийный, образный, сюжетный, аналитический), в движении от теоретического знания - к практическому применению.
Примерные темы (обсудить со мной выбор темы) по Ушинскому или Толстому
• О пользе педагогической литературы (от истории к современности)
• Об изменениях отношения к детям и миру детства