1. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?» Прокомментируйте раздумья сельской старушки.
2. Последнее из семи чувашских свадебных благопожеланий родителей жениха звучит примерно так: «Счастливый муж добр, ласков, верен, здоров, трудолюбив, основателен, справедлив, живет он долго, но умирает раньше жены. Будь счастливым мужем»... Что могли бы вы сказать об этом благословении? Попытайтесь переделать его в соответствии со своими представлениями.
3. Судьбу каждого человека и любого народа, в конечном счете, решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль.
4. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Дайте обоснование этому изречению, исходя из преемственности поколений.
5. В «Тихом Доне» умирающая Ильинична в полусне видит своего Григория грудным ребенком в поле. Давняя картина предстает перед нею в полной ясности. Перед смертью она молится не Богу, а сыну.
- Гришенька! Родненький мой! - помолчала и уже другим низким и глухим голосом сказала: Кровинушка моя!..
Обоснуйте свое мнение по данному отрывку произведения.
6. М.А. Шолохов много писал о детях, об их воспитании, об улучшении работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза, учителем начальной школы. Куда отнести его творчество? К педагогике народной или профессиональной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как вы считаете, А.С. Макаренко - педагог или писатель? Обоснуйте свое мнение.