Составить план диагностической беседы (интервью) с ребенком, исходя из первичного запроса родителей (педагогов).
Как правило, взрослые обращаются к психологу по собственной инициативе, а детей приводят.У них отсутствует мотивация общения с психологом, сложно установить контакт, доверительные отношения.
Управляемой диагностическое интервью используется для первичной диагностики социально-педагогической и психологической проблематики при взаимодействии с ребенком, а также для повышения включенности ребенка в данное взаимодействие.
Структура диагностического интервью.
1.этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.
2.этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).
3.этап. Психодиагност задает общие вопросы.
4.этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).
5.этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.
Как составлять вопросы для диагностического интервью.
1.К испытуемому следует обращаться на Вы с подросткового возраста.
2.Словарь, на который опирается психолог (словарь должен соответствовать той социальной и возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый).
3.Как составлять вопросы для диагностического интервью, чтобы добиться искренних ответов?
Приемы составления вопросов.
·прием предварительного такта - вопрос формулируется так, что уменьшается возможное неблагоприятное впечатление от ответа. (Например: всем приходится иногда драться, а тебе?).
·использование эвфемизмов (замена, уменьшающая отрицательную оценку). Вместо "драться" - "Вы часто не понимаете друг друга с братом?"
·использование формы письменного ответа на вопрос (особо неприятный)
Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:
·прямые ("Ты боишься?")
·косвенные ("Что ты чувствуешь во время грозы?")
·проективные (относящиеся к другим людям - "Дети бояться грозы")
Общие правила.
1.Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.
2.Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).
3.Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.
Особенно полезной является игра. У психолога в кабинете должны быть игрушки, игры, головоломки, карандаши, фломастеры - для того, чтобы вовлечь в совместную деятельность ребенка.
Форма обращения с маленьким ребенком по имени (как в семье, как называет мама).
Говорить на понятном языке (соответственно возрасту, полу, условиям жизни).
Полнота, достоверность беседы зависит от способности к рефлексии, самонаблюдения, анализ себя, который у маленьких детей практически отсутствует и слабо выражена способность к вербализации своих чувств.